Толкования на Тит. 2:15

Свт. Иоанн Златоуст

Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя

Нравы этих людей были грубее: потому Павел и повелевает Титу обличать их строго и со всякою властью. Есть грехи, о которых нужно отклонять повелениями, как то: презирать богатство нужно склонять убеждениями, то же - быть послушными и тому подобное. А исправлять прелюбодея, блудника и корыстолюбца нужно со властью; чародея же, волшебника и подобных людей нужно обличать не просто с повелением, но со всякой властью.

Гомилии на Послание к Титу.

Свт. Феофан Затворник

Сия глаголи, и моли, и обличай со всяким повелением: да никтоже тя преобидит (презирает)

Всю предшествующую вводную речь вел Апостол того ради, чтоб доказать, что как для верующих главное дело есть бегать всего худого и делать всякое добро, так для пастырей главным делом должно быть учить их сему, учить настаивая, чтоб они непременно были таковы, и употребляя к тому всякие способы убеждения. Глаголи — говори просто, что так и так должно жить. Есть нравы, для которых ничего больше и не требуется: только укажи — и уж будет сделано. Для кого мало простого указания, того, говорит, умоли, — то есть уговаривай, убеждай любовною и благожелательною речью. Убеждение совершается указанием таких сторон в заповедуемом деле, которые привлекают к нему сердце, подвигают на него и возбуждают энергию к совершению его. Всякое доброе дело имеет сии стороны; но они не для всех ясны. И требуется выказать их… и умолить тем делать его. Для кого и этого мало, на того остается уже действовать только силою обличения, пристыжения, укора и власти: такого, говорит, обличай со всяким повелением. «Сперва глаголи и умоляй, — то есть учи более кроткою речью, а потом обличай, — и не просто, но со всяким повелением,— то есть настоятельно и властно» (блаженный Феофилакт). — «Три глагола употребил: глаголи, моли, обличай. Глаголи, — кажется, надо относить к простому учению. Что касается до моли,— то оно то же значит, что в словах: по Христе убо молим (2 Кор. 5:20), когда учащий и себя смиряет и уничижает, будто проситель, чтоб только приобресть того, кого убеждает. А третье: обличай — уместно уже после убеждения. Которые презрят умоление, те достойны обличения и заслуживают услышать: забысте утешение, еже вам, яко сыновом, глаголет (ср.: Евр. 12:5). К Тимофею пиша, Апостол обличение поставил впереди умоления: обличи… умоли (ср.: 2 Тим. 4:2). А здесь желает, чтоб учеников прежде умоляли, и тогда уже обличать, когда умоление останется бесплодным, — и обличать со всяким повелением. Это со всяким повелением относится только к обличению, а не к двум первым (то есть: учи, моли). Ибо нельзя говорить: моли со всяким повелением, или глаголи со всяким повелением, но только обличай со всяким повелением» (блаженный Иероним). Святой Златоуст различие в характерах учительной речи объясняет разностию предметов. «Есть грехи, о которых нужно отклонять повелениями; именно. убеждая презирать богатство, быть послушными и тому подобное, нужно увещавать (умолять), а исправлять прелюбодея, блудника и корыстолюбца нужно с повелением; чародея же, волшебника и тому подобных людей (нужно обличать) не просто с повелением, но со всяким повелением. Видишь ли, с какою силою и какою великою властию действовать заповедует он Титу?»

Можно видеть здесь предписание пастырю: не спи, а действуй, всякие употребляя меры к тому, чтоб заставить своих пасомых жить как должно.

Да никто же тя преобидит (презирает). Если не будешь учить, умолять и властно обличать, то неисправные станут наконец у тебя на глазах делать все неподобное, думая и говоря: на этого что смотреть? Ничего не скажет. — Хоть ты сам и исправен по жизни, но если будешь нерадеть о пасомых, то все станут тебя презирать и ни во что ставить. Не то внушает, чтоб жизнию своею не подавал повода к презрению себя, но чтоб нерадением о своем пастырском долге не подавал пасомым свободы ни во что себя вменять. Почему и глагол употреблен такой: μηδεις σου περιφρονειτω; чтоб никто тебя не презирал не за то, что в тебе, в нраве твоем, а за то, что около тебя и на тебе, то есть за твое нерадение учить, умолять и обличать пасомых.

Толкование на послание к Титу.

Прп. Ефрем Сирин

Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя

Сие говори и утешай, но делай это с тонким искусством, дабы кто не стал презирать тебя за излишнюю слащавость.

Послание к Титу.

Прп. Икумений Триккский

Сия глаголи, и моли, и обличай со всяким повелением: да никтоже тя преобидит

Со всяким повелением, т.е. обличай сильно. Так как нравы у них были грубые, то Апостол предписывает строго обличать их. - Да никтоже тя преобидит. Видишь ли, что Апостол желает, чтобы епископ был со властию?

Пастырские Послания апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью

Сперва говори и увещевай, то есть учи более кроткой речью; а потом обличай, и не просто, но со всякой властью, то есть настоятельно и властно. Так как они были грубы, то он предлагает против них строгость. Есть пороки, которые не нуждаются в строгости, а только в увещании и убеждении, как например, чтобы совершенно презирали деньги. Но есть и такие, которые нуждаются в строгости, как прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство.

Чтобы никто не пренебрегал тебя

То есть: пусть никто не презирает тебя, благовременно и строго обличающего; ибо кто строго обличает, но не своевременно, того более презирают.

Толкование на послание к Титу.

Евфимий Зигабен

Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя

Сия глаголи

Учи тому, что сообразно с здравым учением, как сказано выше. Или: учи тому, что я преподал тебе, или о чем речь будет дальше.

И моли

Побуждай к добру.

И обличай

согрешающих.

Со всяким повелением

Изобличай их с большою властию: ибо силою убеждения нужно направлять (людей) к тому, чтобы они презирали богатство, избегали мирской славы, вели себя благопристойно, любили ближняго и т. п. Прелюбодея же, блудника, хищника, корыстолюбца и вообще людей, согрешающих в чем нибудь подобном, нужно отводить от грехов с повелением и с большим повелением, т. е. с приказанием сильным, властным и строжайшим, по причине тяжести и зазорности этих грехов.

Да никтоже тя преобидит

Т. е. пусть никто пренебрежительно не относится к тебе, как к человеку юному, или как к совершенно незлобивому и слабому, неспособному карать согрешающих. Точно то же сказал он и Тимофею в (первом) послании к нему: «никтоже о юности твоей да не нерадит» (1 Тим. 4:12).

Толкование на послание к Титу.

Лопухин А.П.

Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя

Тит должен употребить все способы пастырского увещания для того, чтобы высказанные выше мысли вошли в сознание его паствы. При этом он должен говорить со всякою властью, т. е. не только увещевать христиан, но и обращаться к ним с прямыми повелениями.

Толковая Библия.