Толкования на Тит. 3:8

Свт. Феофан Затворник

Вот чему учи, а пустых стязаний отрицаися и еретиков прогоняй (Ст. 3,8 – 11)

(Чадо Тите) верно слово, – и о сих хощу тя извещати (утвердити), да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу: сия суть полезна человеком и добра

Чадо Тите – из наших толковников никто не читает. Верно слово, – как показано, соединяется с предыдущим, как подтвердительное слово.

О сих – можно относить и к предыдущему, и к последующему. Так Экумений: «о сих, – то есть о том, что сказано выше, и о том, что следует: да пекутся добрым делом прилежати». В первом случае будет: и вот о чем хочу, чтоб ты учил, что внушал, в чем убеждал, разумея обетование жизни вечной: буих же стязаний отступай. Говори и толкуй о догматах, просвещающих ум и сердце, утверждающих в добром настроении и благих надеждах, а не о пустых мечтаниях, ни к чему не полезных. Во втором случае будет: кроме вышесказанного, учи их еще и следующему. Вышесказанное – все добродетели, о коих учить заповедано выше, особенно же те, о коих говорится в 1-м и 2-м стихах настоящей главы, то есть чтоб никого не обижали, а были тихи и кротки, Следующее – добрые дела, милостивость и блатворительность. Учи и внушай, говорит, чтоб не только не обижали, но и благотворительны были.

Хощу тя извещати, διαβεβαιουσθαι, – утверждати. Не святого Тита хочет убеждать в сем Апостол, а хочет, чтоб святой Тит убеждал верующих в необходимости так действовать. Или он чтоб святой Тит убедился в том, что этому наипаче следует учить верующих.

Да пекутся добрым делом прилежати. – Да пекутся, – не мимоходом и не кое-как чтоб делали добрые дела, а вседушно пеклись о том, день и ночь о том только и думали, как бы и какое бы доброе дело где-либо сделать. Прилежати, προιστασθαι, — стоять впереди, из всех выдаваться. Когда обижают, уступай, будто прячься; а когда доброе дело предлежит, будь напереди всех, не давай никому упредить тебя, первый хватайся за него, чтоб о верующих общее утвердилось мнение, что в добрых делах они всегда первые. Почему и приложил: да пекутся о сем веровавшии Богу. Почему они так должны действовать, это прямо следует из предыдущего указания на то, какими были мы до веры, и какими стали от веры, и какими в силу ее утешаемся обетованиями. Столько милостей получивши, будь сам милостив и добротворен.

Выпишем, что сказали о сем наши толковники. Святой Златоуст говорит: «сказав о человеколюбии Божием, о неизреченном Его попечени об нас и о том, каковы мы были и какими сделал нас, Апостол продолжает: и о сих хощу тя утверждати, да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу; то есть об этом беседовать и таким образом располагать к милосердию. Ибо вышесказанное может расположить нас не только к смиренномудрию и к тому, чтобы мы не гордились и не порицали других, но и ко всякой другой добродетели. Напомнив о попечении Божием и необычайном Его человеколюбии, он убеждает слушателей быть милосердыми, и притом не просто и не случайно, но как? да пекутся, – говорит, добрым делом прилежати, – то есть и обижаемым помогать, не деньгами только, но и своим заступлением, и вдов и сирот защищать, и всем вообще бедствующим доставлять спокойствие; ибо это значит: добрым делом прилежати». Некоторые из этих мыслей полнее выражены блаженным Феофилактом.

«Помянув о неизреченной Божией благости, говорит: хочу, чтоб ты так учил об этом, чтоб верующие научились не только смиренномудрствовать и не обижать других, но и милость им всякую оказывать. Ибо, кто памятует о милости Божией, какой сподобился, тот и сам будет милостив. Да пекутся, говорит, то есть чтоб они всегдашним делом и постоянною заботою имели то, помогать онеправдываемым: о вдовах, сиротах и вообще о всех нуждающихся промышлять. Ибо это значат слова: добрым делом прилежати, προιστασθαι, — не ожидать, чтоб нуждающиеся приходили к ним, а самим о них попечение иметь».

Сия суть полезна человеком и добра. Вот о чем хорошо и полезно учить! Или — вот чем занимать свой ум и о чем прилежать хорошо полезно всякому! Хочет Апостол и учение учителей и заботу верующих направить к стяжанию жизни вечной подблагодатною и святою жизнию. «Ничего нет очевиднее, как то, что милостивость и человеколюбие и для настоящего хороши, и на будущее полезны: здесь им — похвала, а в день суда — венец. И об них-то заботиться убеждает он правителя народа (Божия)» (Амвросиаст).

Толкование на послание к Титу.

Прп. Ефрем Сирин

Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам

Верно слово, которое я сказал. И чрез него желаю, чтобы ты укреплял их всегда, дабы, руководствуясь им, они заботились о добрых делах, - разумеются люди, кои веруют, что истинно есть Бог. Ибо это (хорошо) и полезно людям, кои обратятся к учению (Христову).

Послание к Титу.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 8-9 Верно слово, и о сих хощу тя извещати, да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу: сия суть полезна человеком и добра. Буих же стязаний и родословий и рвений и сваров законных отступай: суть бо неполезны и суетны

Так как Апостол говорил о будущем и притом для многих неизвестном, то и присоединил: верно слово, т.е. истинно, непременно исполнится. - И о сих хощу тя извещати: значит – и о том, что сказано выше, и об этом. О чем же? - Да пекутся добрым делом прилежати, т.е. вдовам, сиротам, страждущим, нуждающимся помогать не только деньгами, но и вообще попечением: все это добрые дела. - Буих же стязаний и родословий… отступай. Говоря о родословиях, Апостол имеет в виду или еллинов, которые исчисляют родословия своих богов, говоря: такой-то родил такого-то, – или иудеев, которые, не делая сами ничего хорошего, прибегают к родословным и по причине их высоко о себе думают. Авраам, Исаак и Иаков – наши праотцы, говорят они. Буиими эти родословия Апостол назвал, как бесполезные. Какая польза, в самом деле, постоянно согрешающему иметь праотцем Авраама? Напротив, еще больший вред, так как иудеи, происшедши от таких предков, сами оказались негодными. - Отступай. Но если всего этого нужно избегать или оставлять без внимания, то почему же в другом месте Апостол повелевает заграждать уста противящимся. На это нужно сказать вот что: тем, учение которых служит другим во вред, нужно заграждать уста; но когда они спорят против тебя, а не о догматах, то удаляйся и избегай их. - Суть бо неполезны, так как не будут иметь никакого полезного конца.

Пастырские Послания апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Слово это верно

Так как сказал о будущем, то присоединяет подтверждение своему слову. Ведь ясно из прошедшего: Кто даровал такие блага, дарует и эти.

И я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам

Упомянув о неизреченной благости Божией, говорит: хочу, чтобы ты так учил об этом, чтобы верующие научились не только смиренномудрствовать и не обижать других, но и милость им всякую оказывать. Ибо кто памятует о милости Божией, какой сподобился, тот и сам будет милостив. Чтобы старались быть прилежными, говорит, то есть чтобы они всегдашним делом и постоянной заботой имели то, чтобы помогать обижаемым: о вдовах, сиротах, о всех нуждающихся промышлять. Ибо это значат слова: быть прилежными к добрым делам, - не ожидать, чтобы нуждающиеся к ним приходили, а самим о них попечение иметь.

Это хорошо и полезно человекам

Забота и покровительство в добрых делах, или сами добрые дела.

Толкование на послание к Титу.

Евфимий Зигабен

Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам

(Чадо Тите ) верно слово

Истинно слово о том, что мы оправданы и что наследуем вечныя блага, если только по своему произволению, именно своим неповиновением заповедям Христа, сами себя не лишим их: ибо Освободивший нас от толикаго осуждения и притом еще удостоивший даров духовных даст нам, без сомнения, и обещанное в будущем. Если Он облагодетельствовал нас, когда мы были Его врагами, то тем более облагодетельствует нас после того, как мы стали Его друзьями.

И о сих хощу тя извещати

Чтобы ты подтверждал о том, о чем в след за сим говорится, т. е. о попечении. А слово «извещать» (утверждать) употреблено вместо «убеждать».

Да пекутся добрым делом прилежати веровавшии Богу

Попечение о добрых делах заключается в защите вдов, сирот и обижаемых, в доставлении необходимаго бедным, в помощи страждущим и т. п.

Сия суть полезна человеком и добра

Эти дела не только добры и благоприятны Богу, но и полезны как для совершающих их, так и для пользующихся ими.

Толкование на послание к Титу.

Лопухин А.П.

Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам

Обо всем этом Тит должен говорить так внушительно (чтобы ты подтверждал), чтобы его речь действительно заставила христиан заботиться об исправлении своей жизни.

Верно слово - ср. 1 Тим. I:15; III:1.

Толковая Библия.