Толкования на Тит. 3:11

Свт. Максим Туринский

зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

Еретик осуждает сам себя, когда из кафолической Церкви сам себя изгоняет и уходит из собрания святых, хотя никто не принуждает. Ведь он сам - тот, кто по своему решению отделяется от всех, - показывает, что он навлекает на себя от всех. Сам, говорю, осуждает себя еретик, потому что, в то время как все преступные люди изгоняются из христианского сообщества решением епископа, еретик, упреждая голоса всех, голосом своей воли низвергается.

Проповеди.

Свт. Феофан Затворник

Ведый, яко развратися таковый, согрешает, и есть самоосужден

Причина, почему, после двукратного вразумления еретика, не следует более им заниматься та, что: развратися и согрешает. — Развратися εξεστραπται, — вконец развратился; воспринял превратный ум, с которым ничего не поделаешь потому что он потерял способность видеть истину, быв наполнен противными ей предубеждениями. Усвоенные им ложные начала омрачают очи его, и он среди дня не видит света, его окружающего и всех других просвещающего.

Согрешает, αμαρτανει, — обыкновенно употребляется о грехах нравственных, или о нарушении заповедей. Но здесь говорится о ложном учении, в отношении к которому грехом можно считать непокорность ясным указаниям слова Божия или противление ясно выраженной воле Божией, — упорство во лжи в угодность своеличным предубеждениям, несмотря на противоречие ее ясной истине Божией. Согрешает — будет: упорно остается в своем заблуждении, несмотря ни на какие вразумления.

И есть самоосужден. Как самоосужден, когда не сознает своей ошибки? Может быть, это то же значит, что сам виноват; говорили, вразумляли, — не хотел слушать, — и пожинай плоды упорства, — кто виноват? Плод же упорства в ереси есть потеря Царствия Божия. В другом месте Апостол, перечислив дела плотские, в числе которых поставлены и ереси, заключил: таковая творящии Царствия Божия не наследят (Гал. 5:21). Еретик, упорно стоящий в ереси, отселе уже сам себя приговаривает к сему лишению Царствия, — не приговаривая приговаривает самым действием упорства в ереси, несмотря на изобличение излюбленной им лжи. Здесь пока он не видит и не слышит такого над собою приговора. Но можно, при слове Апостола, переноситься мыслию к последнему суду, где еретик сам увидит свою ошибку и сам себя осудит, что видя не видал, не имея что сказать в свое оправдание. В таком случае самоосужден — будет то же, что безоправдателен, ничего не имеющий сказать в свое оправдание (см.: Экумений).

По-гречески стоит: согрешает, будучи самоосужден, ων αυτοκατακριτος. Это подает ту мысль, что совесть осуждает его (см.: Экумений) за несогласие с истиною очевидною, а он не слушает совести, стыдясь уступкою посрамиться. Он приносит в жертву своему самолюбию ясно сознаваемую истину и грешит, идя против совести. Между еретиками не все таковы; но между противящимися истине не малое число есть таких, к которым приложим такой приговор.

Толкование на послание к Титу.

Сщмч. Киприан Карфагенский

зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

Что Церковь не может ни быть вне себя, ни рассечься или разделиться сама против себя, но что она представляет единство нераздельного и целостного дома, это объясняет свидетельство священного Писания… Здесь таинственно возвещается, что в одном только доме, то есть в Церкви, должны собираться те, которые готовятся к победе и желают избежать погибели мира, а кто из собранных выйдет вон, то есть, получив благодать в Церкви, отступит и выйдет, тот будет сам себе повинен, то есть самого себя должен винить за свою погибель, и такового, по ясному учению и заповеди апостола Павла, надлежит избегать, как еретика, развращенного, согрешающего и самоосужденного.

Послания.

Прп. Ефрем Сирин

зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

Ведь такой человек, для которого нет ни достоверной истины, ни лжи, - извращен в уме своем и грешит, так как отведал истину, и возвратился вспять: и тем самым, что уходит и приходит, сам себя осуждает, то есть подвергает себя должному осуждению.

Послание к Титу.

Прп. Икумений Триккский

Ведый, яко развратися таковый, согрешает, и есть самоосужден

См. Толкование на Тит. 3:10

Блж. Феофилакт Болгарский

зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

См. Толкование на Тит. 3:10

Тертуллиан

зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

Не будем более останавливаться на этом предмете, потому что тот же апостол в Послании к Галатам поставляет ересь в числе плотских дел и советует Титу: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден. Во всех почти своих посланиях святой Павел намекает, чтобы мы удалялись от всякого ложного учения. Под этим именем разумеет он ереси, плод которых есть ложное учение. Ересь происходит от греческого слова, означающего «выбор», потому что еретик действительно выбирает то учение, которое вымышляет или приемлет. Поэтому-то апостол и говорит, что еретик самоосужден.

О предписаниях (против) еретиков.

Евфимий Зигабен

зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

Ведый, яко развратися таковый

Совершенно извратился, совершенно испортился и страдает неизлечимою болезнию.

И согрешает

Насколько он упорствует, настолько согрешает. Посему не подавай ему повода к продолжению греха.

И есть самоосужден

Не может он сказать, что никто не изобличил его, когда он сбивался с прямаго пути, и что никто не вразумил его.

Толкование на послание к Титу.

Лопухин А.П.

зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден

См. Толкование на Тит. 3:9