Толкования на 1 Мак. 5:55

Лопухин А.П.

Ст. 55-64 В те дни, когда Иуда и Ионафан находились в Галааде, а Симон, брат его, – в Галилее перед­ Птолемаидою, услы­шали Иосиф, сын Захарии, и Азарий, военачальники, о славных во­инских подвигах, совершен­ных ими, и сказали: сделаем и мы себе имя; пойдем вое­вать с язычниками, окружа­ю­щими нас. Так объявили они быв­шему при них войску и по­шли на Иамнию. И вышел Горгий из города и во­ины его навстречу им на сраже­ние. И, обратив­шись в бег­с­т­во­, Иосиф и Азария были пре­следуемы до пред­елов Иудеи; и пали в этот день из народа Израиль­ского до двух тысяч мужей. И было великое замеша­тель­ство в народе Израиль­ском, по­тому что не по­слушались Иуды и братьев его, мечтая по­ка­за­ть храбрость, тогда как они не были от семе­ни тех мужей, руке которых пре­до­ставлено спасе­ние Израиля. Но муж Иуда и братья его весьма про­славились перед­ всем Израилем и перед­ всеми народами, где только слы­шно было имя их, – и собирались к ним при­вет­с­т­ву­ющие.

Несчастный выход Иосифа и Азарии против Иамнии

Слава блестящих дел братьев Маккавеев в Галааде и Галилее увлекла оставленных при иудейском войске военачалыиков — Иосифа и Азарии — на попытку «сделать и себе имя» подобными же подвигами. Эта безрассудная попытка выразилась в выступлении из Иерусалима и нападении на Иамнию (Филистимский город, см. к IV:15), вопреки решительному запрещению Иуды (ст.), и кончилась полной неудачей, с потерей 2 000 человек. Эта неудача объясняется по мысли писателя тем, что они «не были от семени тех мужей, руке которых предоставлено спасение Израиля», где, таким образом, роду Асмонеев усвояется значение особого избранничества Божия, подобно другим древним избранникам, посылавшимся для спасения Израиля в критические моменты его истории. — «Муж Иуда» (ст.) — ό ανήρ 'Ιούδα: — как «муж Моисей» (Исх XI:3; Чис XII:3), т. е. настоящий, доблестный достойный муж.