Толкования на 1 Мак. 11:34

Лопухин А.П.

Итак, мы утверждаем за ними как пред­елы Иудеи, так и три области: Аферему, Лидду и Рамафем, которые при­соединены к Иудее от Самарии, и все, при­надлежащее всем жрецам их в Иерусалиме, за те царские оброки, которые пре­жде ежегодно по­лучал от них царь с про­израстаний земли и с плодов древесных,

«Утверждаем…», т. е. не в смысле: «вновь даем» — ср. к X:30. — «Аферема» — Αφαίρεμα, — вероятно — ??? — 2 Пар XIII:19 Keri — город 'Εφραίμ, упоминаемый в Евангелии Ин XI:54 по Ios. bell jud IV, 9, 9 — лежал близ Вефиля (Ефрон, Офра, Нав XIX:23). — «Лидда» — Λύδδα — ветхозаветный Lod — 1 Пар VIII:12, позднее — Диосполис, нынешнее значительное магометанское селение под древним именем Lud — между Яффой и Иерусалимом — севернее Рамлы. — 'Рамафем — 'Ραμαθέμ, иначе 'Ραθαμείν и 'Ραμαθαίμ, у Иос. 'Ραμαθά, — без сомнения, известный город Самуила Ramatain Sofim — 1 Цар I:1, обыкновенно называемый ???, нынешнее селение er Ram, в 4 геогр. милях севернее от Иерусалима, новозаветная Аримафея (Мф XXVII:15; Ин XIX:33). — Расположенный на границе царств Иудейского и Израильского, этот город мог тогда действительно принадлежать Самарии и от нее быть присоединенным к Иудее. — «Принадлежащее всем жрецам их в Иерусалиме…» — срав. Чис XXXV:4 и X:39 нашей книги. От слов: «всем жрецам их в Иерусалиме…» начинается новое предложение, сказуемое которого в конце 35-го ст. «мы уступаем им…» Предшествующие этому слова: «и все, принадлежащее» — собственно должны быть читаемы, как продолжение к упомянутым областям, присоединенным к Иудее от Самарии (см. точнее слова: «три страны… и вся надлежащая к ним», и затем уже: «всем жрецам…» — и т. д. кончая словами: «оставляем им»). В выражении: «за те царские оброки…», άντί τόν βασιλικών — чего-то недостает для полноты и округленности. Некоторые полагали, что здесь выпала какая-либо цифра, обозначающая сумму, которая уплачивалась царю «за те царские оброки», и теперь оставлялась им. Другие толкователи еще справедливее думают, что здесь перед αντί выпало просто неопределенное τά (τά άντί τών βασιλικών, — как в X:30: «то, что полагалось за третью часть семян» и пр. τής τιμής… αντί τού τρίτου), или еще вернее — само αντί образовалось вместо τά (не: άντί τών βασιλικών, а: τά τών βασιλικών) или καί τά, что при стечении нескольких альф (и при смешении «i» c «ν») весьма легко могло случиться. Все выражение, таким образом, получает следующий простой и ясный смысл: «и то, вместо царских прав на плоды земли», что уплачивалось ежегодными оброками и «все прочее… (35 ст.) … вполне уступаем им». О десятинах, данях и пр. см. к X:29. — «Соленые озера» вм. «пошлины с озерной соли» (τιμή του αλός Χ:29).