Толкования на 1 Пар. 16:23

Мч. Иустин Философ

Пойте Господу, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его

И опять в другом пророчестве пророчественный Дух, возвещая через того же Давида, что Христос после Своего распятия будет царствовать, так сказал: «Воспойте Господу, вся земля, и возвещайте день ото дня спасение Его, ибо велик Господь и весьма достохвален, страшен Он на всех богов, ибо все боги народов - идолы демонов, а Бог небеса сотворил. Слава и хвала пред лицом Его, крепость и прославление в месте святыни Его. Воздайте Господу, Отцу веков, славу. Примите благодать, войдите пред лицом Его и поклонитесь в святых дворах Его. Да боится пред лицом Его вся земля, и да исправится и да не подвижется. Да будет веселие среди народов: Господь воцарился с древа (Пс 95:1-10; 1 Пар 16:23-31). Но поскольку пророчественный Дух говорит о будущем, как об уже бывшем, как это можно заметить и в вышеприведенных словах, то - дабы это обстоятельство не служило оправданием читателям [в их неразумении] - я объясню и это. Так как будущее Ему вполне известно, то Он наперед говорит о нем, как об уже бывшем. А что действительно так должно принимать, вникните умом в следующие слова. Давид изрек вышеприведенные слова за тысячу пятьсот лет прежде того, как Христос, став человеком, был распят, и никто из бывших до Него своим распятием не доставил радости народам, да и после Него никто. Но ставший подобным нам, Иисус Христос, будучи распят и умерев, воскрес и воцарился, взойдя на небо; и возвещенное Им через апостолов во всех народах служит радостью для ожидающих обещанного Им нетления.

Апология.

Блаж. Августин

Пойте Господу, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его

Если вся земля поёт новую песнь, то здесь имеет место строительство, ибо само пение есть созидательное строительство; но это так в том только случае, если поется не старая песня. Старую песню поет плотская страсть, новую песнь поет любовь Бога. […] Услышь теперь, какова есть новая песнь. Говорит Господь: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин 15:12).

Вся земля поет Господу песнь новую, и здесь воздвигается здание. Ибо вся земля есть дом Бога. И коль скоро вся земля - дом Бога, то если кто не следует песне всей земли, то такой пребудет руиной и не станет домом. Прообраз такой ветхой руины представлял собой древний храм. И на том месте, где разрушено старое [здание], новому [дому] быть.

Толкования на Псалмы.

Лопухин А.П.

Ст. 23-36 Пойте Господу, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его. Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса Его, ибо велик Господь и достохвален, страшен паче всех богов. Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил. Слава и величие пред лицем Его, могущество и радость на месте Его. Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его. Трепещи пред Ним, вся земля, ибо Он основал вселенную, она не поколеблется. Да веселятся небеса, да торжествует земля, и да скажут в народах: Господь царствует! Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем. Да ликуют вместе все дерева дубравные пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Славьте Господа, ибо вовек милость Его, и скажите: спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас и избавь нас от народов, да славим святое имя Твое и да хвалимся славою Твоею! Благословен Господь Бог Израилев, от века и до века! И сказал весь народ: аминь! аллилуия

В прославлении Бога должна принять участие земля со всеми населяющими ее народами. Основание для такого всемирного восхваления Иеговы — Его бесконечное величие и могущество. Они особенно ясны при сравнении Его с богами народов: последние — «ничто», простые ничтожества без реального существования, а Он — всемогущий Творец небес, которого окружает слава и величие частью в святилище небесном, частью в земном (Иерусалиме). Всемирное восхваление Господа является открытием Его всемирного царства, а счастливый результат этого тот, что управляемый Им мир будет твердым и непоколебимым, ибо повсюду водворится правда. Даже твари найдут в Боге праведного владыку и царя, а потому и они должны радоваться ввиду Его пришествия.

См. также Толкование на 1 Пар. 16:8