Толкования на 1 Пар. 28:11

Беда Достопочтенный

И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега

Следует отметить, что высота в тридцать локтей, о которой говорилось выше, доходила до среднего этажа, от него следующие тридцать локтей вели к третьему этажу, где притвор, окружавший храм с юга, севера и востока, достигал кровли, как нам известно из сведений Иосифа. Оттуда до верхней точки кровли храма было ещё шестьдесят локтей, так что всего высота дома согласно Книге Паралипоменон составляла сто двадцать локтей. И притвор, находившийся перед храмом с востока, согласно указанному источнику, имел столько же локтей высоты. Притворы вокруг храма, о которых мы только что говорили, названы в этой книге сокровищницами и внутренними покоями. Давид, говорится в ней, отдал Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега. Он упоминает и внутренние покои, бывшие вне двора священников, окружавшего храм, когда добавляет: И чертеж всего, что было у него на душе, дворов дома Господня и всех комнат кругом, сокровищниц дома Божия и сокровищниц вещей посвященных (1 Пар 28:12).

А то, что вся высота храма составляла сто двадцать локтей, отсылает к тому же таинству, что и обретение Духа Святого Церковью верующих в Иерусалиме в самом начале, когда после страдания, воскресения и вознесения Господа на небеса их собралось такое же количество. Число пятнадцать, которое есть сумма семи и восьми, иногда воспринимается в значении жизни, которая теперь проходит в субботнем покое душ верующих, но к совершенству будет приведена при скончании мира через воскресение их нетленных тел. Теперь, если пятнадцать возвести в треугольник, то есть счесть все его части, то получится сто двадцать. Итак, числом сто двадцать точно обозначено великое блаженство избранных в жизни грядущей; в нём же находит завершение третий этаж дома Господня, ибо после теперешних трудностей верующих, после обретения покоя их душами в жизни грядущей вся Церковь достигнет совершенного блаженства в славе воскресения.

К этому же таинству относится и, как мы сказали, то [событие], когда Господь, воскреснув из мертвых и взойдя на небеса, послал такому количеству людей в виде огненных языков Святого Духа, который дал им возможность, несмотря на различавшие их языки, вдруг вознести хвалы общим языком, ибо им дано было знание языков. Ведь и сама Церковь, в свою очередь, воскреснет из мёртвых и взойдёт на небо в нетлении плоти и полностью и совершенно освещена будет даром Святого Духа, когда, согласно обетованию пророка, будет Бог все во всем (1 Кор 15:28). И тогда наступит совершенное единение всех языков, дабы возвещать о чудных делах Бога, ибо все сольются в один ум и один голос, воспевая славу Божественного величия, которое откроется их видению.

О храме.

Лопухин А.П.

И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его, и внутренних покоев его, и дома для ковчега

См. Толкование на 1 Пар. 28:2