Толкования на 1 Цар. 1:9

Свт. Иоанн Златоуст

И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень

«И воста… Анна, – говорит Писание, – по ядении их в Силом» и по питии «и ста пред Господем». Не без цели употреблено и это выражение: «по ядении и по питии», но чтобы ты знал, что время, которое другие посвящают отдыху и бездействию, она проводила в молитве и слезах, потому что была весьма трезвенна и бодра. «И ста пред Господем. Илий же жрец седяше на престоле, при празе двери храма Господня». Не просто сказано и это, – что – «Илий… жрец седяше… при празе двери храма Господня», но чтобы показать душевный пыл этой жены. Бывает часто, что вдовица, беспомощная и одинокая, терпящая много обид и оскорблений, в то время, когда царь готов войти в предшествии копьеносцев, щитоносцев, всадников и множества других слуг, не пугается, не ищет защитника, но, раздвинув всех их, является пред царем с большой смелостью и трогательно описывает свое несчастие, будучи побуждаема необходимостью. Так и эта жена не смутилась и не постыдилась, в присутствии сидевшего первосвященника, сама просить и с большою смелостью придти к Царю (небесному); напротив, окрыленная любовью и вознесши мысль к небу, видя как бы самого Бога, так начала говорит Ему со всею горячностью.

Пять слов об Анне. Слово первое.


И стала, - сказано, - пред Господом. Что же она говорит? Господи Всемогущий Боже Саваоф! (1 Цар. 1:11). В переводе это значит: «Господи, Боже сил». Но слезы лились, прежде чем она могла что-нибудь выговорить. Ими она и надеялась преклонить к себе милость Бога. Где слезы, там полное сокрушение; а где сокрушение, там много любомудрия и осмотрительности. «Если, услышав, Ты послушаешь, - сказано, - молитву рабы Твоей и дашь мне сына, то я отдам его в дар Господу на все время». Она не сказала: «на один год или на два», как делаем мы, и не сказала: «Если дашь мне ребенка, я дам денег», но: «Своего первенца, сына молитвы, я всецело отдам вместо дара». Это поистине была дочь Авраама. Тот по требованию [Бога] отдал [сына], она же отдает еще прежде требования.

Беседы на Послание Ефесянам.

Блаж. Августин

Ст. 9-11 и встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме, [и стала пред Господом]. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его

И было две женщины, носивших почетное имя Анна. Одна замужняя, которая родила Самуила; другая вдова, которая признала Святого святых, когда тот был еще ребенком. Замужняя Анна молилась с горем на душе и скорбью в сердце, поскольку у нее не было детей. В ответ на её мольбу Самуил был дарован ей Господом, и она посвятила его Богу на все дни жизни его, ибо она дала обет Господу во время молитвы. Не так просто найти сродство в её молитве с «Отче Наш», за исключением фразы но избавь нас от лукавого. И очевидное зло заключалось в том, чтобы быть замужем и не приносить плода семейной жизни, когда единственное её оправдание в продолжении жизни рода в детях.

Послания.

Еп. Виссарион (Нечаев)

I. Паримия из 1-ой книги Царств, в день праведных Захарии и Елисаветы, 5-го/18-го сентября (1 Цар. 1:9–20). В сей паримии повествуется о рождении Самуила от неплодной Анны по молитве.

Воставши Анна по ядении их в Силоме, и ста пред Господем. Илий же жрец седяше на престоле при празе храма Господня

Анна, о которой здесь идет речь была одна из двух жен левита (1 Пар. 6:26–28) Елканы, жившего в уделе Ефремова колена (1 Цар. 1:1). Она была неплодна и за это терпела огорчения от многочадной Феннаны, другой жены своего мужа. Елкана имел обычай ежегодно на великие праздники брать в Силом (в колене Ефремовом), где была во времена Судей скиния свидения, свое семейство для поклонения и принесения жертвы Господу. Праздник располагает человека к радости и веселию. Но для неплодной Анны и праздник был не в праздник. Ее соперница Феннана преследовала ее своими укоризнами в самый праздник – побуждая ее к ропоту на то, что Господь затворил чрево ее (1 Цар. 1:6). Анну не утешало то, что муж любил ее больше, чем ее соперницу, и на праздничной трапезе оказывал ей предпочтение. Эта трапеза устрояема была при скинии из остатков праздничной, так называемой мирной жертвы, которые были предоставляемы в распоряжение приносившему жертву. Муж Анны по любви к ней давал ей порцию из этих остатков вдвое больше, чем Феннане и ее детям. Анна, огорчаемая укоризнами Феннаны, которую еще пуще озлобляло против нее это предпочтение, не принимала пищи. Напрасно муж, утешая ее, говорил ей: «Что плачешь и почему не ешь? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» Анне было не до пищи. Это происходило каждый год, и вот однажды в праздник, Анна решилась наконец поведать свое горе пред Господом. Вставши по ядении их, т.е. поднявшись из-за праздничной трапезы, которая устрояема была близ скинии, она стала пред Господем, т.е. пред дверьми скинии, или точнее – двора скинии. У этих дверей сидел в сие время Илий первосвященник и вместе судия. Как судия, он имел обычай садиться на судейском седалище в таком месте, где постоянно было многолюдство, для того чтобы быть доступнее всякому, имевшему до него дело.

Толкование на паремии из книг Царств.