Толкования на 1 Цар. 1:12

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 12-14 между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего

Двоякую добродетель указывает здесь писатель у этой жены: твердость в молитве и бдительность души; первую – выражением: умножи; вторую – прибавлением: «пред Господем». Все мы молимся, но не все пред Богом. У кого в то время, как тело простерто на земле и уста бессмысленно произносят слова, душа блуждает везде – дома и на площади, тот может ли сказать о себе, что молится пред Богом? Пред Господом молится тот, кто вполне сосредоточил свою душу и не имеет ничего общего с землею, но перенесся на самое небо и изгнал из души всякий человеческий помысл, как сделала тогда и эта жена: всецело сосредоточившись и напрягши ум, со скорбною душою призывала она Бога. Но как же сказано, что она и «умножи» молитву, тогда как молитва ее была краткая? Она не умножала слов и не распространялась в молитве, а произнесла немногия и простая слова: «Адонаи Господи Елои Саваоф, аще призирая призриши на смирение рабы твоя, и помянеши мя, не забудеши рабы твоея, и даси рабе твоей семя мужеско, то дам е пред Тобою в дар до дне смерти его: и вина и пиянственного не испиет, и железо не взыдет на главу его» (1Цар 1.11). Много ли здесь слов? Что же (писатель) разумел, говоря: «умножи»? То, что она постоянно повторяла одно и то же, и не переставала в течение долгого времени произносить одни и те же слова.

Так молиться повелел и Христос в Евангелии: сказав ученикам своим, чтобы они не молились подобно язычникам и не говорили лишнего (Мф.6:7), Он дал нам и образец молитвы, научая (нас), что быть услышанным (Богом) зависит не от множества слов, а от бдительности души.

Пять слов об Анне. Слово второе.


Я требую слез, не показных, а проливаемых из сокрушения, тайно, в уединенной комнате, без свидетелей, в тишине и безмолвии, слез из глубины сердца, от скорби и печали, бывших только для Бога, каковы были слезы Анны. Ибо уста ее, сказано, только двигались, и не было слышно голоса ее. Но одни слезы вопияли громче трубы. Потому Бог и отверз ее утробу, и жесткий камень сделал мягкой нивою.

Беседы на Евангелие от Матфея.


Но посмотри на ее благоговение. Голоса ее, - сказано, - не было слышно, а уста ее двигались. Так, желающий обрести просимое приступает к Богу без лености, невнимательности, рассеянности, пренебрежения и беспечности. А разве без молитвы Бог не мог даровать ей [сына]? Разве Он не знал о желании этой женщины прежде ее просьбы? Но если бы Он даровал [ей сына] без прошения, то не открылось бы рвение этой жены, не стала бы явной ее добродетель, и она не получила бы такой награды. Таким образом, не зависть или ненависть была причиной ее долгого [бесплодия], а [Божия] попечительность. Итак, когда услышишь слова Писания, что Бог заключил ее утробу и что ей досаждала соперница, то знай, что этим Бог хочет показать любомудрие жены. Смотри, в самом деле: у нее был муж, полностью преданный ей, ибо он говорил: Не лучше ли я для тебя десяти сыновей ? (1 Цар 1:8). Но соперница ее огорчала ее (1 Цар 1:6), - сказано, то есть она поносила и упрекала ее. Однако Анна никогда не ругалась с ней и не проклинала, и не говорила [мужу]: «Поскольку моя соперница поносит меня, отомсти за меня». У той были дети, но и она имела любовь мужа. Поэтому он и утешал ее, говоря: Не лучше ли я для тебя десяти сыновей? Но обратимся опять к любомудрию жены. И счел ее, - сказано, - Илий пьяною (1 Цар 1:13). Смотри же, что она говорит ему: Не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей я говорила доселе (1 Цар 1:16). Поистине только сокрушенное сердце способно не раздражаться на оскорбляющих, не досадовать, а оправдываться. Ничто так не приятно, как скорбь по Богу.

Беседы на Послание Ефесянам.

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 12-14 между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего

Когда бы мы ни обращались к молитве, возлюбленные братья, мы должны прежде всего делать это безгласно и мирно. Когда кто-то начинает молиться в голос, то он словно бы лишает плода молитвы стоящих вокруг него. И только стоны и вздохи пусть будут слышны. Да, молитва должна быть подобной молитве Анны, матери благословенного Самуила, о которой написано, что она говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее. И пусть всякий слышит и подражает ей, а особенно те, кто молятся громко без всякого смущения и столь шумно, что не дают молиться находящимся рядом. Потому, как я сказал, давайте молиться со вздохами и стонами, согласно словам пророка: Кричу от терзания сердца моего (Пс 37:9). Давайте молиться, я повторяю, не громким голосом, а сердцами, кричащими к Богу.

Проповеди.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ст. 12-14 между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего

И опять-таки девы, когда собираются, пусть поют или читают про себя так, чтобы уста говорили, но чужие уши не слышали. «Ибо я не позволяю жене говорить в Церкви». И замужняя женщина да поступает подобным образом: пусть молится, уста движутся, а голос будет не слышен; дабы произошел Самуил, дабы твоя бесплодная душа была услышана Богом и родила спасение. Ибо [имя] Самуила имеет такое значение.

Прокатехизис.

Свт. Климент Александрийский

Ст. 12-14 между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего

Итак, молитва, говоря более смело, есть беседа с Богом. И даже если мы будем обращаться [к Нему] шепотом, и даже безмолвно, не отверзая уст, внутри мы вопием. Ибо Бог непрестанно внемлет всякой внутренней беседе.

Строматы.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Ст. 12-14 между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее; и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною. И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего

Анна, которая представляет Церковь в Первой книге Царств, молилась пред Господом не с громогласным прошением для себя, но скромно и безгласно, и оттого не было слышно голоса ее, что она говорила в сердце своем, от самых потаенных глубин души. Обращалась она к Господу с просьбой тайной, но с явной верой и говорила не голосом, но сердцем. Она знала, что так Бог слышит, и она получила желаемое, ибо просила об этом Господа с верой. И Священное Писание утверждает это, когда читаем: Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, и: вспомнил о ней Господь (1 Цар. 1:19).

О молитве Господней.

Еп. Виссарион (Нечаев)

I. Паримия из 1-ой книги Царств, в день праведных Захарии и Елисаветы, 5-го/18-го сентября (1 Цар. 1:9–20). В сей паримии повествуется о рождении Самуила от неплодной Анны по молитве.

И бысть егда умножи молящися пред Господем, Илий же жрец смотряще на уста ее

Умножи молящися. Это означает, что Анна молилась долго, молилась с усиленным усердием, молилась многими словами, или повторяя одну и ту же молитву, или подробно и обстоятельно раскрывая пред Господом свои молитвенные чувствования. В ее многосложной молитве не было впрочем ничего такого, за что Иисус Христос осудил языческое многоглаголание в молитве. Молитва Анны была обильна словами от обилия или избытка чувств, – она отнюдь не думала, подобно язычникам, будто успех ее молитвы зависит от множества слов, или от механического, свойственного язычникам, повторения одного и того же слова. – Своею молитвою Анна обратила на себя внимание первосвященника, он наблюдал движение уст ее, изрекавших молитву.

Толкование на паремии из книг Царств.