Толкования на 1 Цар. 1:16

Свт. Иоанн Златоуст

не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе

«Не даждь рабы твоея в лице во дщерь погибели». Опять называет себя рабою и всячески старается, чтобы священник не имел об ней худого мнения. Не сказала себе: какое мне дело до его злословия? Он осудил напрасно и без причины, заподозрил в том, в чем не следовало; пусть все клевещут на меня, лишь бы совесть моя была чиста. Напротив, она исполнила ту апостольскую заповедь, которая повелевает «промышляти добрая», не только пред Господом, но и пред людьми (Рим.12:17). Она всяким способом устраняла подозрение, говоря: не «даждь рабы твоея» в лице «во дщерь погибели». Что значит «в лице»? Не сочти меня бесстыдною и дерзкою: эта смелость происходит от горести, а не от опьянения, от скорби, а не от упоения.

Пять слов об Анне. Слово второе.


См. Толкование на 1 Цар. 1:12

Беседы на Послание Ефесянам.

Еп. Виссарион (Нечаев)

I. Паримия из 1-ой книги Царств, в день праведных Захарии и Елисаветы, 5-го/18-го сентября (1 Цар. 1:9–20). В сей паримии повествуется о рождении Самуила от неплодной Анны по молитве.

Не даждь рабы твоея во дщерь погибели, яко от множества глумления моего и от множества сетования моего истаях даже доселе

Не даждь рабы твоея во дщерь погибели, не сочти меня за женщину пропащую (дщерь погибели), потерявшую стыд и совесть, ибо только от такой женщины можно ожидать безобразного поведения в святом месте. – Предостерегая первосвященника от столь низкого мнения о ней, Анна в оправдание свое говорит «от множества глумления моего», т.е. от тяжких, беспокойных, неотвязчивых дум, – и от множества сетования моего истаях даже доселе. – Истаях доселе, – растаяла, расплавилась, т.е. пришла в состояние, которое со стороны могло показаться опьянением, на самом же деле было состоянием расчувствовавшейся, в высшей степени растроганной, сильно взволнованной души, – состоянием, о котором можно судить по сравнению с металлом, расплавившимся от сильного огня. – Даже доселе, говорит Анна, я была во время молитвы в сем душевном состоянии, – давая разуметь, что оно было продолжительно, и могло бы продлиться еще долее, если бы слова Илия не вывели ее из него, не охладили в ней внутреннего жара, как от воды охлаждается расплавленный металл.

Толкование на паремии из книг Царств.