Толкования на 1 Цар. 5:6

Свт. Григорий Двоеслов

и отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его

Объясняется и способ умерщвления: говорится, что всякий, кто умирал таким образом, выходил для освобождения кишечника и тогда его в самые потайные части седалища кусали мыши. Так выглядит это буквально, но есть и аллегорическое истолкование. В буквальном смысле это относится к болезни, наведённой рукой Господней, и укусам мышей, вызывавшим смерть. Ведь говорится, что рука Господня отяготела над азотянами, потому что они погибали от укусов мышей.

Но если этому фрагменту придать духовный смысл, то мы узнаем два вида смерти… Первый вид смерти входит в человеческие сердца, когда дьявол совращает их ко греху; второй вид [раскание в совершенных грехах] совершается силой Всемогущего Бога. Посему в этом месте нужно воспринимать оба вида смерти духовно. Итак, та смерть, которой грешники освобождаются от грехов через раскаяние, обозначается словами: И отяготела рука Господня над азотянами. Та же смерть, которой язычники выставляли себя рабами нечистоты и несправедливости, обозначается словами о том, что их кусали мыши и они погибали. Мышь, действительно, считается нечистым животным, и закон запрещает есть таковых. А что иное обозначается мышами, как не демоны? И что ещё означает быть покусанным мышами, как не получить раны в расплату за грех? Но они подвергались укусам мышей в то время, когда выходили опорожнять кишечник. Ну и что иное означает опорожнение кишечника, как не обнаружение зловония дурной славы своей послушностью греху? Итак, кто выходил опорожнить кишечник, умирал от укусов мышей, потому что своими грехами на виду у всех он показывал образец испорченности, да и сам ввергался в смерть вечную через страшную привязанность к бесам.

Толкование на 1-ю книгу Царств.

Свт. Филарет (Дроздов)

и отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, [а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние]

Они не подумали о том, что Бог Израилев есть Бог ревнитель, Который не терпит совместников, и за это были поражены мечём Его правосудия.


Современные полухристиане желают соединить верование в возвышенные тайны Православной Церкви с нелепыми мудрованиями лжемудрия. Бог, в наказание за это, попускает их порабощать пороками и постыдными страстями, подобно тому, как по Апостола Павла, языческие философы за то, что премениша истину Божию во лжу и почтоша и послужиша твари паче Творца, преданы были в страсти бесчестия и в неискусен ум творити неподобная (Рим. 1:23, 26, 28).

Начертание Церковно-Библейской истории.

Лопухин А.П.

и отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его

И отяготела рука Господня над филистимлянами (ср. ст. 7, 9, 11): грозные знамения, сопровождавшие собой пребывание Ковчега Завета в земле филистимлян, должны были показать последним неуместность посвящения Ковчега языческим идолам, величие и могущество Бога израилева и полное ничтожество их собственных божеств, бессильных помочь не только другим, но и себе (VI:5-6). И Господь поражал их (филистимлян) и наказал их мучительными наростами: «Семьдесят толковников, - замечает блаж. Феодорит, - перевели: «поражены были на седалищах»; Акила - «имели веред гангрены»; Иосиф Флавий показывает, что они страдали поносом. «Никто да не признает эти указания за разногласие, ибо за поносом следовала болезнь седалищ - частое извержение воспалило (в славянском переводе сказано: «и воскипе им на седалищах») извергающие части; с течением же времени воспаление перешло в гангрену» (толк. на 1 Цар вопр. 10).

Толковая Библия.