Толкования на 1 Цар. 9:9

Сщмч. Ипполит Римский

прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу»; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем

В самом деле, на каком ином основании пророк мог называться пророком, как не потому, что он духом предвидел будущее? Ведь если бы пророк стал говорить о каком-нибудь прошедшем событии, то он не был бы пророком, говоря о том, что у всех перед глазами. Только как излагающий будущее он по справедливости стал считаться пророком. Вот почему, и вполне основательно, с самого начала пророки стали называться прозорливцами.

Об антихристе.

Блж. Августин

прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу»; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем

И откуда только взялось то мнение, что дар видения относится лишь к телесным способностям, в то время как повсеместно в Писании вновь и вновь утверждается иной взгляд на видение. Но из какого бы обычая словоупотребления не произошло то странное мнение, Священное Писание придерживается иного мнения, согласно которому даром видения наделено не только тело, но и дух, и скорее дух, нежели тело. В противном случае, насколько были бы неправы те, кто назвали «прозорливцами» пророков, которым дано было видеть будущее не плотским, но духовным взором.

Послания.

Блж. Иероним Стридонский

прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу»; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем

Во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3). Он, бывший сокрытым в таинстве, есть Тот же самый, Кто предназначен был прежде мира. Он же предназначен и прообразован законом и пророками. Потому и пророки звались прозорливцами, ибо они видели Того, Кого остальные не видели.

Послания.


Церковь имеет истинные глаза, то есть церковных служителей и учителей, которые в Писаниях видят таинства Бога и о которых говорится, что они - прозорливцы. И вот те, кто умеют видеть, справедливо зовутся глазами Церкви.

Гомилии на Евангелие от Матфея.