Толкования на 1 Цар. 10:10

Блаж. Августин

когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них

Самуил уже предсказал это сошествие Духа Господня на Саула и его пророчествование, когда сам помазывал его. И этот вопрос я полагаю исчерпанным, ибо Дух дышит, где хочет (Ин 3:8). И ничья душа не может быть осквернена от Духа пророчества, ибо он витает везде по причине своей непорочной чистоты. И однако же, Дух не на всех воздействует одинаково. Одним через него являются очертания вещей, другим плод духовного разумения, еще одни в силу вдохновения прозревают и второе и первое одновременно, а есть и такие, которые сами пребывают в неведении. Заметим, что нисходящий Дух действует двумя путями. И первый путь пролегает через видение во сне. И он открыт не только для многих святых, ибо и фараон и царь Навуходоносор видели во сне то, что смогли узреть, но ни один из них не мог истолковать. Второй путь пролегает через «представление» в экстазе (слово, которое некоторые римляне переводят как «трепет», весьма на свой манер, но, тем не менее, близко по сути), когда имеет место отчуждение рассудка от телесных ощущений, а воспаривший дух человека поглощается Духом Божиим, а сам не ведает постигаемых образов. Так, например, явилось Даниилу то, что и сам не понимал, и святой апостол Петр увидел сходящий к нему с отверстого неба сосуд как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю, а сам лишь позже узнал значение сего.

Итак, один путь связан с плодом разумного понимания, раскрывающего значение и смысл образов. И таковые пророчества суть наиболее ясные, и не случайно апостол Павел относит их к тем, что превосходнее (1 Кор 14:5). И ведь не случайно Иосиф удостоился постичь то, что фараон смог всего лишь увидеть, но не понять; и Даниил разъяснил царю то, что тот увидел, но также не смог понять. И коль скоро рассудок [человека] устроен таким образом, что не распознает в образах посредством догадки, но воспринимает интуитивно сами вещи, такие как премудрость и справедливость, и все неизменные и божественные образы, то это уже не имеет отношения к пророчеству.

О различных вопросах.

Лопухин А.П.

когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них

И он пророчествовал среди них - см. примеч. к концу 5 ст., а также к 9 ст.