Толкования на 1 Цар. 16:6

Свт. Григорий Богослов

Ст. 6-7 и когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце

Не заботься о достоинствах проповедника или крестителя. У них есть другой Судия, испытующий и невидимое, потому что человек [смотрит] на лицо, а Бог - на сердце.

На святое Крещение.

Свт. Климент Александрийский

Ст. 6-7 и когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце

Даже прекрасному Нарциссу, как повествует греческий миф, не принесло счастья быть зрителем своего собственного образа. И если Моисей заповедует людям не делать никаких искусственных изображений Бога, то каким образом эти женщины могут поступать благоразумно, отражая в зеркале свой собственный образ и извращая свое лицо? Но и пророку Самуилу, когда он был послан помазать в цари одного из сыновей Иессея и увидел старшего из его детей, прекрасного и величественного, и, придя в восхищение, уже приготовился излить елей, Господь сказал: Не смотри на вид его и на высоту роста его, потому что Я отринул его. Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце. И помазал Самуил прекрасного не телом, но душой. Итак, если Господь естественную красоту тела ценит менее, чем красоту душевную, то что подумает Он, отринувший всякую ложь, о ложной красоте? Ибо мы ходим верою, а не видением (2 Кор 5:7).

Педагог.

Тертуллиан

Ст. 6-7 и когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце

Ты, поскольку ты человек, знаешь других людей только снаружи. Ты думаешь, как видишь, а видишь только то, что позволяют твои глаза. У Бога же очи обращены на выспреннее и небесное (3 Езд 8:20). Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. Так что познал Господь Своих (2 Тим 2:19), и искореняет растение, которое Он не сажал, и первыми делает последних, и веялку несёт в руке Своей, чтобы очистить гумно. Пусть улетает, куда пожелает, мякина легковерия от любого ветерка искушения - тем чище будет пшеница в закромах Господа.

О предписаниях против еретиков.

Лопухин А.П.

и когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его

«Пророк не знал избранного Богом, потому что был не Бог, а человек. Знать все свойственно Богу; пророку же достаточно знать то, что открывает (и по мере того, как открывает) Бог. С другой стороны, неведение пророка открывало Божие определение. Если бы пророк обратился прямо к Давиду, то могли бы подозревать, что сделал сие по какому-либо предубеждению. Поелику же приступил к первому, и второму, и третьему - до седьмого, то познали, что отвергший первых и избравший последнего есть Бог. Если и по таком избрании братья дали место ненависти, увидев Давида в полку (XVII:28), то чего не сделали бы, если бы избрание совершилось иным образом?» (Блаж. Феодорит, толк. на 1 Цар, вопр. 37).

Толковая Библия.