Толкования на 1 Цар. 18:7

Апостольские постановления

и восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч

Не будь ни злонравным, ни гордым, ибо гордым Господь противится (Иак 4:6). Не различай лиц на суде, ибо суд - дело Господне (Втор 1:17). Не питай ненависти ни к одному человеку. Обличи брата твоего, и не понесешь за него греха (Лев 19:17). И обличай мудрого, и он возлюбит тебя (Притч 9:8). Избегай всякого порока и всего подобного ему, ибо сказано: удаляйся от неправды, и трепет не приблизится к тебе (Ис. 54:14). Не будь гневлив, ни завистлив, ни ревнив, ни неистов, ни дерзок, не разделяй чувств Каина, Саула и Иоава. Ибо первый убил брата своего Авеля за то, что тот оказался предпочтен Богом и его жертва была принята. Второй гнал святого Давида, победившего филистимлянина Голиафа, потому что позавидовал славословию танцующих [дев]. А третий погубил двух военачальников: Авенира Израильского и Амессая Иудейского.

Свт. Иоанн Златоуст

и восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч

Но посмотри, какое безрассудство произвела здесь страсть зависти. Когда царь увидел, что этот праведник наслаждается великой славой и что ликующие [девы] восклицают: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!, - то не перенес кротко их слов… но побежденный завистью стал воздавать злом благодетелю и того, кого следовало считать спасителем и благодетелем, пытался даже умертвить. О, крайнее безумие! О, верх помешательства! Того, кто даровал ему жизнь и все войско его освободил от неистовства иноплеменника, он стал после того подозревать, как врага, и, уже нисколько не помня благодеяния в пещере, подпал страсти, помрачил помышление своего разума завистью, словно каким-то опьянением, и стал смотреть на благодетеля, как на врага. Ибо таково зло этой страсти: она прежде вредит тому, в ком зарождается.

Гомилии на Книгу Бытия.


Опасна зависть, опасна и побуждает презирать даже собственное спасение. Так погубил себя Каин, а прежде него дьявол, умертвивший его отца. Так Саул привлек злого демона на свою душу, а после того опять стал завидовать своему врачу. Ибо такова зависть. Саул знал, что спасен Давидом, но хотел лучше погибнуть, чем видеть в славе своего спасителя. Что может быть свирепее этой страсти? Не погрешит тот, кто назовет ее порождением дьявола. В ней не только плод тщеславия, но и сам корень. Ибо эти два порока обычно сопровождают друг друга. Так и Саул завидовал уже тогда, когда говорили: Давид победил десятки тысяч! Что может быть неразумнее? В самом деле, скажи мне, чему ты завидуешь? Тому, что один похвалил другого? Но этому следовало бы радоваться, к тому же ты не знаешь, справедлива ли похвала. И о том ли ты скорбишь, что похвалили не стоящего похвалы? Но надо было бы пожалеть его. Ведь если он добрый человек, то никто не завидует хвалимому, но сам хвалит вместе с славословящими; если же он не таков, что огорчаешься?

Гомилии на 2-е послание Коринфянам.

Свт. Василий Великий

и восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч

О чем ты печалишься, человек, не претерпев ничего дурного? Для чего ты воюешь с человеком, который имеет несколько благ и не причинил ущерба твоим благам? Если же ты и облагодетельствованный негодуешь, то не прямо ли своей собственной пользе завидуешь? Таков был Саул, который преизбыток благодеяний сделал поводом к войне против Давида. Ибо сперва его стройной и божественной музыкой освободившись от неистовства, он покушался пронзить благодетеля копьем. Потом, спасенный от врагов с целым войском и избавленный от позора, которым угрожал Голиаф, когда танцующие девы в победных песнях стали приписывать Давиду в десять раз большую заслугу в приобретении этой победы, [говоря]: Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч, за одно это выражение и за свидетельство, основанное на самой истине, он сначала старался убить Давида собственноручно и погубить хитростью, а затем вынудил стать беглецом.

О зависти.