Толкования на 1 Цар. 19:18

Свт. Амвросий Медиоланский

и убежал Давид и спасся, и пришел к Самуилу в Раму и рассказал ему все, что делал с ним Саул. И пошел он с Самуилом, и остановились они в Навафе

Душа совершенная отворачивается от материального, избегает и отвергает всё неумеренное, непостоянное и порочное, не смотрит и не приближается к земному тлению и разложению: она взирает на Божественное, но бежит от материального. Бежать же значит не землю покинуть, а на ней оставаться, держась праведности и воздержанности, сторонясь пороков материальных вещей, а не пользования ими. Святой Давид бежал от лица Саула вовсе не для того, чтобы исчезнуть с земли, но чтобы избежать общения с жестоким, неуправляемым и коварным человеком. Он бежал, устремляясь к Богу, как сам говорит: К Тебе прилепилась душа моя (Пс 62:9).

Об Исааке, или О душе.


Итак, не станем стыдиться бежать, ведь достойно хвалы такое бегство - от лица греха. <…> Вот так и Давид бежал от лица царя Саула, от лица Авессалома. И действительно, этим бегством он обрёл большую праведность, ибо и коварного зломыслителя пощадил, и искал спасения отцеубийце.

О бегстве от мира.

Беда Достопочтенный

и убежал Давид и спасся, и пришел к Самуилу в Раму и рассказал ему все, что делал с ним Саул. И пошел он с Самуилом, и остановились они в Навафе

История получения Давидом царства над Израилем вместо Саула - глоток воды чистой для жаждущих. Ибо Давид был смиренным, невинным и кротким изгнанником, который столь долго страдал от несправедливых гонений своего преследователя. И кто бы только, узнав об этом, ни начал учиться чести, невинности и смирению и ни изгнал гордость и зависть из сердца своего, то такой человек получает через эту историю глоток воды чистой для восстановления себя.

А он если узнает, что Давид представляет самого Христа и Церковь, а Саул представляет преследовавших их иудеев - преследователями сделавшихся по недостатку веры и по недостатку веры потерявших царство по плоти и в духе, тогда как царствию Христа и Церкви быть вечно, - то через это свое разумение он воспримет уже чашу вина, произведенного из воды. Ибо там, где прежде такой человек читал древнюю повесть о других, он прочтет уже историю не о древнем царе, а о самом себе и о своем царствовании.

Гомилии на Евангелия.