Толкования на 2 Пар. 15:2

Сщмч. Киприан Карфагенский

и вышел он навстречу Асе и сказал ему: послушайте меня, Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас

Надо быть настойчивым и постоянным в вере и добродетелях, стяжании небесной и духовной благодати, чтобы можно было прийти к славе и венцу. В Книге Паралипоменон сказано: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас.

К Фортунату.

Блаж. Августин

и вышел он навстречу Асе и сказал ему: послушайте меня, Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас

<…> те, кто утверждают, что благодать Божия дается по нашим заслугам, это свидетельство воспринимают в том смысле, что наша заслуга заключается в том, что «мы пребываем с Богом»; как будто именно сообразно этому нашему достоинству дается благодать, чтобы Бог был с нами. Опять же заслуга наша усматривается ими в том, что мы ищем Его; и тогда сообразно сей заслуге нам дается благодать Божия, благодаря которой мы находим Господа.

И опять же в 1-й книге Паралипоменон говорится о свободе воли: И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда (1 Пар 28:9). Но те люди вкладывают в данные строки идею о заслуге человека. Поскольку, в частности, здесь сказано: Если будешь искать Его, - они полагают, что благодать дается согласно заслугам, связывая это с продолжением данной фразы: то найдешь Его. И вот тогда-то они прилагают все усилия к тому, чтобы доказать тезис, согласно которому благодать Божия дается по заслугам. Иными словами, они хотят доказать, что благодать - не есть милость. А ведь со всей возможной ясностью апостол говорит обо всех получающих вознаграждение за заслуги: Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу (Рим 4:4).

О благодати и свободе воли.

Блаж. Иероним Стридонский

и вышел он навстречу Асе и сказал ему: послушайте меня, Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас

После крещения нам говорится: Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5:14). И ещё: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор 3:16-17). И в другом месте: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас. В чьём святилище, думаешь ты, пребывает чистота Христа и свет храма не омрачается никаким облаком? Мы не можем всегда иметь то же самое лицо, хотя философы лживо хвалятся тем, будто такое было с Сократом; сколь более [это касается] души? Многолики люди, так и сердца различны. Если было бы возможно постоянно погружаться в воды крещения, то и грехи не затрагивали бы нас, протекая [над головами]: Дух Святой оберегал бы нас. Но враг атакует нас и, даже поверженный, не отступает: он всегда строит козни, дабы тайно пустить стрелу в сердце праведников.

Диалоги против пелагиан.

Лопухин А.П.

и вышел он навстречу Асе и сказал ему: послушайте меня, Аса и весь Иуда и Вениамин: Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас

См. Толкование на 2 Пар. 15:1