Толкования на 2 Цар. 2:5

Блаж. Августин

И отправил Давид послов к жителям Иависа Галаадского, сказать им: благословенны вы у Господа за то, что оказали эту милость господину своему Саулу, [помазаннику Господню,] и погребли его [и Ионафана, сына его]

Те жители Иависа Галаадского были хвалимы и названы благословенными у Господа царем Давидом за то, что оказали милость господину своему Саулу и погребли его кости и Ионафана из сострадания к несчастным. <…> Нет преграды верным в том, чтобы лишиться погребения тела. И также нет преимущества в том, если погребения удостоились безбожные. Но тогда отчего же сказано о погребении царя Саула и сына его как о милости, благословленной святым царем Давидом, как не потому, что утешаются сердца милостивых и сострадающих знанием о добром устроении тел тех из мертвых, о которых скорбят? Или, может быть, от той любви, препятствующей человеку презирать собственную плоть, люди желают, чтобы обошлись с их собственным телом, когда оно уже не будет чувствовать, так же, как они при жизни сами заботятся о телах других?

О надлежащей заботе об умерших.

Лопухин А.П.

Ст. 5-7 И отправил Давид послов к жителям Иависа Галаадского, сказать им: благословенны вы у Господа за то, что оказали эту милость господину своему Саулу, [помазаннику Господню,] и погребли его [и Ионафана, сына его], и ныне да воздаст вам Господь милостью и истиною; и я сделаю вам благодеяние за то, что вы это сделали; ныне да укрепятся руки ваши, и будьте мужественны; ибо господин ваш Саул умер, а меня помазал дом Иудин царем над собою

Отдавая жителям Иависа Галаадского дань благодарности и уважения за их верноподданнические чувства к Саулу, Давид вместе с тем сообщает им, что наследником этих чувств отныне является он, Давид, уже воцарившийся в Xевроне.

Неизвестно, как отнеслись бы к этому предложению жители Иависа, а с ними и все восточное Заиорданье, если бы не подоспело противоположное влияние Саулова полководца Авенира, который выдвинул права сына Саула - Иевосфея.