Толкования на 3 Ездр. 8:32

Лопухин А.П.

Ст. 32-36 Если Ты пожелаешь помиловать нас, то назовешься милосердым, потому что мы не имеем дел правды. Праведники же, у которых много дел приобретено, по собственным делам получат воздаяние. Что есть человек, чтобы Ты гневался на него, и род растленный, чтобы Ты столько огорчался им? Поистине, нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво, и из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы. В том-то и возвестится правда Твоя и благость Твоя, Господи, когда помилуешь тех, которые не имеют существа добрых дел.

Автор соприкасается здесь с учением Ап. Павла (Рим III:21–31), по которому спасение получается лишь при содействии оправдывающей благодати. Коренная разница между ними состоит в том, что Ездра допускает возможность праведности, не нуждающейся для спасения в милости Божией. Праведники будут судимы по своим собственным заслугам (ст. 33). Это свидетельствует что праведность понимается автором в смысле формального исполнения закона.