Толкования на 3 Цар. 1:39

Свт. Кирилл Иерусалимский

И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон

Вам необходимо знать, что прообраз этого миропомазания находится в Ветхом Завете. Ибо когда Моисей передавал Божье повеление своему брату и поставлял его в первосвященника, то после омовения водой помазал его, и тот был назван помазанником, то есть от прообразовательного помазания. Так и архиерей, возводя Соломона на царство, помазал его после омовения в Гионе. Но все это происходило с ними, как образы (1 Кор 10:11). С вами же не образно, но истинно, потому что поистине начало вашего спасения от Помазанного Духом Святым. Ибо Он поистине есть начаток, а вы - целое. А если начаток свят (Рим 11:16), то очевидно, что святость перейдет и на целое.

Мистагогические поучения.

Лопухин А.П.

И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон

Скиния, откуда Садок взял рог с елеем, - не Гаваонская (2 Пар I:3, 6, ср. 3 Цар III:4) - Гаваон лежал на расстоянии 4 римских миль от Иерусалима (Onomastik. 296), - а Сионская (см 2 Цар VI:17; 1 Пар XV:1). Священный елей скинии приготовляем был нарочито указанным в Исх XXX:22-32 способом и был употребляем только для освящения скинии, ее утвари и священнослужителей; тела простых мирян было воспрещено помазывать им. Помазание Соломона по библейскому рассказу (ср. ст. 34) является существенным, необходимым моментом в поставлении еврейского царя - в силу указанного (к ст. 34) значения акта помазания царей еврейских: без этого акта царь еврейский не мог бы именоваться «помазанником» (евр. машиах) Иеговы (2 Цар II:10; XXIV:7) и вообще быть теократическим царем. Ошибочно поэтому мнение некоторых раввинов, (Гроция, Винера), будто помазывались лишь те цари, которые не имели исторических прав на царство; Давид, во всяком случае, считал Соломона законным своим наследником (почему и дал об этом клятву Вирсавии, ст. 13, 17). Помазание Соломона совершено было не только первосвященником Садоком (39), но и пророком Нафаном (34), подобно как помазание Саула (2 Цар X:1) и Давида (2 Цар XVI:13) совершал пророк Самуил. Над Давидом помазание после было повторено народом (2 Цар II:4; V:3). По 1 Пар XXIX:22, повторено было после помазание и над Соломоном.