Толкования на 3 Цар. 8:6

Свт. Филарет (Дроздов)

И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов

Поелику в сей новый храм должна была переселиться древняя святыня скинии, Кивот завета Господня, который особенно представлял присутствие Божие: потому особенное действие в торжестве обновления было то, что «внесоша Иереи кивот завета Господня на место его, во святая святых, под крила Херувимов». Сему при обновлении Христианскаго храма соответствует торжественное внесение в оный священных останков святых Мучеников или других Святых прославленных, чрез которое представляется вступление в оный Самого Царя славы, Ииcyca Христа, во Святых почивающаго.

Слово в день обновления храма Воскресения Христова, что в Барашах (Говорено сентября 13; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1837 год.

Еп. Виссарион (Нечаев)

II. Паримия из 3-ей книги Царств на праздник Введения (гл. 8:1–11) В сей паримии идет речь об освящении новосозданного храма Соломонова.

И внесоша священницы кивот завета Господня на место его, в давир храма, во Святая Святых, под крила херувимов

Храм Соломонов был вдвое обширнее и несравненно великолепнее скинии Моисеевой, но, как и скиния, состоял из двух частей: Святая Святых и Святилище. – Святое Святых называлось иначе давиром, то есть прорицалищем – таким местом, откуда Господь объявлял Свою волю и давал ответы вопрошавшим. Священники, внесшие в Святое Святых ковчег завета, потом уже никогда не могли проникать сюда, ибо оно было доступно одному первосвященнику, и притом однажды в год, в праздник Очищения, который наступил после сего чрез два дня (10-й день 7-го месяца). – Ковчег завета еще при Моисее был украшен прикрепленными к нему с обоих концов вычеканенными из золота изображениями херувимов, наклонявших над ним лица свои и осенявших его своими крыльями. Эти херувимы и теперь остались на прежнем месте, как неотделимая от ковчега святыня, но теперь над ними несколько поодаль от священного ковчега поставлены еще новые фигуры двух херувимов, вырезанные из дерева и обложенные золотом, каждая в десять локтей вышины (более двух сажень) и с трехаршинными крылами. Под сению этих-то гигантских крыльев поставлен был ковчег завета.

Толкование на паремии из книг Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 6-7 И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов. Ибо херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его.

«Под крылья херувимов»: Ковчег Завета с находящимися на нем 2-мя херувимами (малых размеров, Исх XXV:18) был поставлен в Святом Святых храма - под крылья новой пары колоссальных херувимов (VI:23-28), осенявших своими крыльями не только самый Ковчег Завета, но и носильные шесты, вдевавшиеся в приделанные к нему кольца (Исх XXV:13-16; Чис IV:6).