Толкования на 3 Цар. 8:28

Еп. Виссарион (Нечаев)

III. Паримия из 3-ей книги Царств в день памяти обновления Иерусалимского храма Воскресения, 13 сентября, во дни памяти равноапостольных царей Константина и Елены, 23 мая, и равноапостольного князя Владимира, 15 июля, и в праздник Нерукотворенного Образа, 16 августа (8:22–23, 27–30). В сей паримии содержится часть молитвы Соломона при освящении храма.

И да призриши на молитву мою, Господи Боже Израилев, послушати молитвы, еюже молится раб Твой пред Тобою к Тебе днесь

Истинный Бог есть Бог всех народов, но преимущественно Он есть Бог Израилев, Бог избранного народа, преимущественно близок к нему Своею благодатию, преимущественно пред всеми народами благоволит к нему, покровительствует ему. Таково же отношение истинного Бога к земному храму. Он, как вездесущий, обитает повсюду и не объемлется никаким местом, но есть места, где особенно открывается Его присутствие. Так, Он любит обитать преимущественно в мире Ангельском, куда не проникло зло греха, внимать здесь словословиям чистых духов, восседать на херувимских престолах. А на земле, избрав один народ в особое достояние Себе, Он по особенному благоволению к сему народу, избрал среди него особое место для Своего присутствия, повелев устроить для Него сначала скинию, потом храм; не потому, чтобы Он нуждался для Себя в этом храме, а для того, чтобы дать людям особенное удобство приближаться к Нему, внимать Его откровениям, возносить к Нему свои молитвы. Потому Соломон, исповедав в предыдущем стихе вездеприсутствие Божие, просит теперь Господа, да призрит Он на молитвы Своего раба, устроившего Ему храм, да услышит его славословия и мольбы, какими говорит Соломон, молится раб Твой пред Тобою к Тебе. – Пред Тобою (ε᾿ νω᾿ πιον Σου), значит пред лицем Твоим иначе пред лицем храма Твоего, в котором Тебе благоугодно водвориться и в котором есть особое священное место, или Святая Святых, где Ты открываешь Свое присутствие как Царь и Бог избранного народа.

Толкование на паремии из книг Царств.

Лопухин А.П.

но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне

См. Толкование на 3 Цар. 8:27