Толкования на 3 Цар. 10:1

Прп. Ефрем Сирин

Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками

Царица Савская была овцой, пришедшей в стан волков; и Соломон действительно дал ей светильник истины и взял её в жёны, когда совершилось его падение. Она просветилась и удалилась, но они пребывали во тьме, как им и было свойственно.

Гимны о вере.

Лопухин А.П.

Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками

Посещение царицы Савской.

Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба) обыкновенно считается Счастливая Аравия (Быт X:7; 1 Пар I:9). По И. Флавию (Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий - Иероним (Onomast 807) и блаж. Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа - кушитским (Ис XIII:3; Пс LXXI:10). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской - Билькис. Цель посещения царицы Савской определяется так: «пришла испытать его (Соломона) загадками»; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд XIV:12-19). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (VIII, 5, 3), имело место и в сношениях Соломона с Xирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа (Мф XII:42; Лк XI:31) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Xристу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаж. Феодорит, вопр. 33).