Толкования на 3 Цар. 14:25

Ефрем Сирин

На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима

Ровоам, подстрекаемый к этому греху матерью-язычницей Наамой, распространил и усилил идолопоклонство, введенное Соломоном. И, кажется, на это есть намек в Писании, в котором отступничество Ровоама описано сразу после упоминания о его нечестивой матери. Множество подобных примеров, встречающихся в этой книге (Мааха , Гофолия и Иезавель), в достаточной мере показывает, как браки, заключенные с иноплеменными женщинами, оказывались способными извратить обычаи израильтян в этом отношении. И вот, желая наказать за преступное нарушение благочестия, Бог позволил Сусакиму, царю египетскому, войти в Иудею с огромным войском, завоевать Иерусалим, разграбить храм и царский дом и все разрушить.

Комментарии на 3-ю книгу Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 25-26 На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского, - Все взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон

Последствием нечестия и разврата, водворившихся в Иудейском царстве при Ровоаме, было опустошительное нашествие в 5-м году царствования Ровоама египетского фараона Сусакима, евр. Шишак (у Манефона Σεσοτγχις). Это был покровитель и, может быть, родственник Иеровоама (ср. XI:40); поэтому нашествие его на Иудею и Иерусалим объясняют влиянием или просьбой Иеровоама. Но на сохранившейся надписи Шешонка на стенах Карнакского храма Амона в числе плененных городов поименованы несколько городов весьма важных в стратегическом отношении Израильского царства; Аиалон, Фаанах, Мегиддо, Сунем и др., следовательно, поход коснулся и северного царства и достиг, по крайней мере, долины Изреельской. Из драгоценностей, взятых Сусакимом, названы сделанные Соломоном золотые щиты [70-т упоминают еще о щитах, некогда привезенных Давидом из Сирии (2 Цар VIII:7); так и слав. русский синод. перевод имеет эту прибавку в скобках] (X:16). Под выражением «все взял» (ст. 27) раввины разумеют главным образом трон Соломона. В более подробном сообщении о данном нашествии в 2 Пар XII:2-9, 12 упомянуто, что последовавшее при нашествии Сусакима грозное обличие Ровоама и князей его со стороны пророка Самея возбудило в правительстве и народе покаяние и смягчило гнев Божий, так что народ и Иерусалим были спасены (ср. И. Флав. Древн. VIII, 10, 2-4).