Толкования на 3 Цар. 17:1

Свт. Амвросий Медиоланский

И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову

Велика добродетель поста! Это даже столь восхитительное сражение, что оно увлекало и Христа. И столь велика мощь поста, что восхищает людей на Небеса. И дабы иметь примеры не божественные, а человеческие, то слово, посланное постящимися устами Илии, закрыло небо для святотатствующего народа иудеев. Ибо когда царь Ахав соорудил жертвенник идолу, то по слову пророка в течение трёх лет и шести месяцев ни дождь, ни роса не спадали на землю. Достойное наказание, которое полностью соответствует необузданности, - заключить небо для нечестивцев, загрязняющих землю! И справедливо было, чтобы пророк, в осуждение царя-святотатца, отправлен был к вдове в Сарепту Сидонскую, заслужившей, потому что благочестие она предпочитала пище, одной лишь не почувствовать бедствий всеобщей засухи. И мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало (3 Цар 17:16), когда и в бурных потоках иссякла вода. Зачем буду рассказывать продолжение? Постясь, он воскресил из мёртвых сына вдовы; постясь, он словом своим наводил дождь; постясь, низвергал с неба огонь ; постясь, был взят в колеснице на небо. За сорок дней поста он обрёл присутствие Бога. Итак, он тем более заслужил, чем более постился. Устами постящимися он повелел остановиться водам Иордана и, не смыв пыли с ног, перешёл расступившуюся туда и сюда воду. Божественным судом он признан достойным Небес, так что восхищен был вместе с телом его, ибо и в теле он жил небесной жизнью, являясь образцом её на земле.

Об Илии и посте.

Прп. Ефрем Сирин

И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову

Как раз в то время, когда появился пророк и отец пророков Илия, непокорность Ахава и его жены Иезавели достигла такой степени, что они не только попирали ногами закон и [презирали] страх Божий, и не только с радостью продолжали поклоняться идолам, но и преследовали и убивали пророков и святых.

Илия был послан остановить безумную ярость Ахава, сильными и действенными словами и делами показать правдивость проклятий, которые отцы провозглашали против нарушителей закона Божьего, что они не были пустыми угрозами, которые в действительности не сбывались. Моисей составил большую книгу проклятий и велел Иисусу громогласно провозгласить их перед собранием всех колен Израиля. Он особо отмечает жестокий голод и другие бедствия, которые следуют за ним, отсутствие дождя, засуху и неплодие земли. Ахав презирал и смеялся над всем этим, ибо он видел несметные богатства, доставшиеся благодаря его отцу, столь же нечестивому царю, как и он сам. Этот надменный царь должен был быть наказан за своё высокомерие.

Но главная причина, по которой был послан Илия, состоит в том, что Господь желал унизить гордость Иезавели и разоблачить ее лживость. Она фактически стала жрицей Ваала и посвятила себя служению этому богу. Она же объявила, что Ваал является верховным богом, который правит живущими на небесах и на земле, посылает дождь и наполняет влагой небо, дает плодородие земле. В свидетели она приводила своих сограждан - сидонян и тирян, а также другие народы Финикии, которые процветали в те дни более других народов: все они были самыми ревностными почитателями Ваала. Так что было веское основание, да и справедливость требовала того, чтобы Илия восстал и пришёл во время такого нестроения, дабы, наконец, обуздать Ахава и его вождей, грозя им медными небесами и железной землей, как предвещал Моисей.

Комментарии на 3-ю книгу Царств.

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Царств 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее.

Бысть слово Господне ко Илии пророку, и рече ко Ахааву: жив Господь Бог сил, Бог Израилев, Емуже предстою днесь пред Ним, аще будет в лета сия роса или дождь, аще не словесы уст моих

По смерти Соломона царство Еврейское разделилось на два – Иудейское, в котором до плена Вавилонского был непрерывный ряд царей из дома Давидова, и Израильское, или царство десяти колен, в котором царствовавшие династии сменялись одна другою, пока наконец оно не покорено было Ассириянами в 722 году до Рожд. Христова, просуществовав всего 260 лет. В этом царстве со времени первого царя его Иеровоама, господствующею религией было поклонение двум золотым тельцам, или под образом их – Иегове. При Ахааве, царе из третьей династии, со времени женитьбы его на Сидонской царевне Иезавели, в угоду ей, введено почитание Сидонского божества – Ваала (солнца) и Астарты (луны) и воздвигнуто было гонение на пророков истинного Бога, обличавших нечестие и идолопоклонство, существовавшее наряду с поклонением тельцам. Между сими пророками особенным мужеством в обличении и ревностию о славе истинного Бога прославился пророк Илия, родом Фесвитянин (Фесва – город колена Неффалимова, родина Товита (Тов. 1:2)). Его ревность по Боге была как огонь, его слова – пламенник (Сир. 48:1). Его обличения подкреплялись угрозами. Устами Моисея Господь грозил Евреям между прочим неурожаем и голодом в наказание за непокорность Ему, за разорение завета с Ним (Лев. 26:14). С этою угрозою Илия предстал пред Ахаавом. До сих пор Господь карал только нечестивых Израильских царей истреблением их династий, но щадил народ. Теперь, с усилением нечестия в царстве, надлежало распространить наказание на всю страну, объятую идолослужением. Жив Господь Бог сил, Бог Израилев, Ему же предстаю днесь пред Ним, аще будет в лета сия роса или дождь аще не словеса: уст моих. Так грозил Илия. Т.е., как несомненно, что Господь Бог Сил небесных и Израиля есть Существо вечно живое в противоположность бездушным идолам, что Он есть присносущ и вместе Источник жизни всего сущего, так несомненно, что в сии годы земля не будет орошаема ни росою, ни дождем, следственно, не будет давать прокормления ни людям, ни животным, и как по моему слову должно наступить это бедствие, так и прекратится оно не иначе как только по моему же слову. – Эту угрозу Илия изрекает от лица Господа, Которому он предстоит как служитель Его, готовый беспрекословно и немедленно исполнять Его повеления, и потому слово Илии, содержащее угрозу, есть то же, что слово Самого Бога. По слову Апостола Иакова (Иак. 5:17-18) и бездождие и послание дождя было следствием молитвы Илии. Должно думать, что молитва Илии о наказании народа голодом предшествовала глаголу Божию, который он возвестил Ахааву. Ревность пророка о славе Божией была так велика, что он не ждал времени, когда придет к нему грозный глагол Божий, и вызвал его своею молитвою, подобно тому, как делали это Давид и Иеремия, просившие у Господа суда над нечестивыми. Илия не определяет времени продолжения бедствия, говоря аще будет в лета сия роса или дождь. Продолжение бедствия будет зависеть от того, сколько времени будет длиться коснение народа в нечестии. По словам Иисуса Христа (Лк. 4:25) и Апостола Иакова (Иак. 5:17) засуха продолжалась три с половиною года.

Толкование на паремии из книг Царств.

Лопухин А.П.

И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову

Явление пророка Илии пред Ахавом и предречение бездождия

Внезапность появления пророка Илии (отмеченная и в словах И. Сираха: «восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод…» Сир. 48:1-2) и отрывочность его первой речи Ахаву издавна подавали повод к предположению, что начало истории пророка Илии, как и начало обличительной речи его Ахаву, не сохранились в Библии. Талмуд даже делает попытку восполнить предполагаемый пробел [Здесь (Sanhedr. 113а) рассказывается, что порок Илия и Ахав вместе посетили Ахиила (см. 16:34) с целью утешить в потере сыновей; при этом пророк указал ему на исполнение на нем слова Иисуса Навина (Нав. 6:25). На это Ахав возразил, что вот слово Иисуса Навина, ученика Моисея, cбылось, а грозное слово самого Моисея о ниспослании засухи и голода за идолослужение (Втор. 11:16-17) доселе не исполняется, хотя народ и служит идолам. На это пророк Илия и сказал: жив Господь и проч. (17:1)]. Однако нет надобности в таком предположении, так как именно внезапность появления характерна для пророка Илии (Сир. 48:1-2), и внезапное появление пророка, дотоле скрытого в неизвестности, наиболее отвечало цели разительного вразумления без примерного нечестия Ахава.

Имя Илия, евр. Элиагу, Элийа (LXX: 'Hliou, HliaV, Vulg. : Elias) означает: «мой Бог есть Иегова» и само собою указывает на призвание или задачу всей жизни пророка: проповедь и защита чистой религии Иеговы против культа Ваала (нет нужды, однако, предполагать с некоторыми толкователями, будто пророк сам принял это имя, выражающее идею его религиозного служения; скорее можно думать, что семья, в которой родился пророк, свято чтила Иегову, безусловно отрицала культ Ваала и исповедание своей веры выразила в имени будущего пророка).

Обычный эпитет пророка Илии - «Фесвитянин» (3 Цар. 17:1; 21:17, 28; 4 Цар. 2:3, 8; 9:36) - от отечественного города пророка Фесвы. Положение города в Библии точно не определено, и толкователями указывается двояко. Одни отождествляют Фесву, родину пророка Илии, с Фисвою, Qisbh, «находящеюся по правую сторону Кидая Неффалимова в Галилее» (Тов. 1:2), откуда выведан был в плен известный Товит (напр. К. Bahr в Lunge. Bibelwak. Th. VII: Die Bucher der Konige, 1868, s. 172). Однако более вероятно другое мнение, по которому Фесва - родина пророка, лежала в Галааде, близ Иордана, что подтверждается приложением (ст. 1 по евр. т. ): «из жителей (поселенцев тошаве) Галаадских» (Vulg. : de habilatoribus Galaad). LXX же, очевидно, выразили мысль о нахождении самого города Фесвы в Галааде, когда евр. миттошаве («из жителей») гилеад передали: 'ek Qesbwn (Qessebwn) thV Galaad. И. Флавий (Древн. VIII, 13, 2) прямо говорит, что пророк Илия «явился из Галаадского города Фесбоны» (ср. Onomast. 517). Теперь сближают эту Фесву с el-istib - местностью, лежащей на 13 километров к северу от Яббока и известную под именем Mar-Eljas. Внезапно явившись в Самары, пророк Илия в краткой, но невыразимо сильной речи исповедует пред Ахавом веру свою в единого Иегову, а себя самого объявляет нарочитым служителем Его [По позднейшему Иудейскому преданию, пророк Илия был потомком целого ряда священников; самый город Фесва будто бы был священническим] и исполнителем Его велений, и во имя этой веры и этого признания клятвенно («жив Господь!», хай - Иегова, ср. Руфь 3:13; 1 Цар. 14:39, 45) возвещает нечестивым царю и народу, поправшим завет Иеговы, тягчайшее для земледельческого народа бедствие засухи и неизбежного при ней голода: это было исполнением угрозы закона за отпадение Израиля от Иеговы (Лев. 27:19 сл. ; Втор. 11:16 сл; 27:23 сл. ; ср. 3 Цар. 8:30), а вместе было и самым явным опровержением введенного в Израиле культа Ваала, в котором преимущественно олицетворялась и обоготворялась производительная сила природы: засуха и бесплодие страны было фактическим свидетельством бессилия идола. Продолжительность засухи пророк указывает неопределенно: «в сии годы» (не менее, однако, 3-х лет, как показывает мн. ч. шаним, ср. 18:1; по Лк. 4:25; Иак. 5:17 - 3 1/2 года), - ставя продолжительность наказания в зависимость от нового откровения через него в будущем, т. е., в сущности, от времени и степени раскаяния царя и народа. «Илия был пророк, первоверховный из пророков, пламенел божественною ревностью и сие изрек по действию Духа Божия. Почему и исполнилось им изреченное» (вопр. 51). Историк Менандр у И. Флавия (VIII, 13, 2) упоминает о засухе в течение года при тирском царе Итобаале; это подтверждает историчность повествования 3 Царств о засухе при Ахаве.