Толкования на 3 Цар. 17:5

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Царств 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее.

Ст. 5-6 И иде Илия, и сотвори по глаголу Господню и седе при потоце Хорафове пред лицем Иордановым, и вранове приношаху ему хлеб заутра и мясо к вечеру и от потока пияше воду

Для пророка нужно было уединение и безопасность от людей, особенно от разведчиков Ахаава. Этому способствовала не только пустынная местность, избранная для обитания пророка, но вместе чудесное пропитание его чрез воронов. Во́роны, доставляя ему ежедневно хлеб и мясо, избавляли его от необходимости сношений с людьми, отвлекали от него их подозрительность. С другой стороны, чудесное питание пророка имело то значение в его служении, что укрепляло в нем упование на Бога, столь нужное ему в предстоявшей ему борьбе с нечестием и в ожидающих его лишениях. Откуда во́роны могли доставать ему хлеб, когда был голод? Из тех стран, где не было этого бедствия. Во всяком случае немыслимо, чтобы у Творца и Промыслителя не было недостатка в средствах к пропитанию пророка. Что ворон по закону есть птица нечистая, запрещенная для употребления в пищу и в жертву (Лев. 11:15), это не могло служить препятствием к тому, чтобы Илия мог принимать пищу от этих птиц. Пища, которую они приносили, не была нечистою и не осквернялась от прикосновения к ней нечистого животного. И Сампсону не поставлено в вину то, что он вкушал сотовый мед, найденный им в челюсти нечистого животного и притом трупа.

Толкование на паремии из книг Царств.

Лопухин А.П.

И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана

См. Толкование на 3 Цар.17:4