Толкования на 3 Цар. 17:6

Свт. Кесарий Арелатский

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил

Блаженный Илия явился прообразом нашего Господа и Спасителя. Как Илия терпел гонения со стороны иудеев, так Господь наш, истинный Илия, был осуждён и отвергнут иудеями. Илия оставил народ свой, и Христос оставил синагогу; Илия ушёл в пустыню, и Христос пришёл в мир. Илию кормили в пустыне служившие ему вороны, а Христа подкрепляла в пустыне мира сего вера язычников. Верно, вороны, заботившиеся о блаженном Илии по велению Господа, были прообразом язычников, ибо по этому поводу сказано о Церкви язычников: Дщери Иерусалимские! черна я, но красива (Песн 1:4). Почему же Церковь черна и красива? - Черна по природе, красива по благодати. Почему черна? - Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс 50:7). Почему красива? - Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега (Пс 50:9). Почему черна? Апостол говорит: Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим 7:23). Почему красива? - Кто избавит меня от сего тела смерти ? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим (Рим 7:24-25). Истинно, Церковь язычников была подобна ворону, покуда отвергала живого Господа и прежде принятия благодати служила идолам словно безжизненным трупам.

Проповеди.

Свт. Амвросий Медиоланский

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил

Итак, не хвастайся, когда постишься; не хвались, чтобы не вышло, что от поста тебе не будет никакой пользы: ведь то, что делается напоказ, не даст плода в будущем, а нынешние заслуги уничтожит. Илия пребывал в пустыне, так что никто не мог видеть его поста, кроме воронов, ибо они снабжали его пищей. И Елисей был в пустыне, где нельзя было найти пищи, кроме дикого вьющегося растения. Иоанн был в пустыне, где находил лишь акрид и дикий мёд. Постящимся пищу подавали святые ангелы. Даниил вкушал среди постящихся львов. Он вкушал пищу чужую, звери же не прикасались к своей. К постящимся прилетают яства, у едящих подкашиваются ноги: постящимся с неба нисходит манна, а на пирующих восходит грех отступничества.

Об Илии и посте.

Прп. Ефрем Сирин

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру. Хлеб представляет собой совершенство и праведность вместе взятые: это хлеб, о котором Исайя говорит, что он будет дан тому, кто будет обитать на высотах; убежище его - неприступные скалы (Ис 33:16), чьи глаза увидят Царя в красоте Его (Ис 33:17). Действительно, хлеб, являющийся основным пропитанием людей, однозначно указывает на главные добродетели. Что касается мяса, то его приносили вечером, что указывает на две вещи: во-первых, на плач покаяния, как говорит псалмопевец: Вечером водворяется плач (Пс 29:6), и умерщвление плоти, а также труды тяжкие, от которых страдают кающиеся, восходящие к совершенству. Но их печаль станет радостью утром, когда взойдёт Солнце правды и рассеет мрак греха.

Слова эти имеют и более высокий смысл, ибо они относятся и к Богу Слову, облачившему Себя нашей человеческой плотью и пришедшему к нам по вечеру, то есть при скончании времен. Он алчущих исполнил благ (Лк 1:53) Духом Святым, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя (Тит 3:6). Ефрем Сирин, Комментарии на 3-ю книгу Царств

Прп. Максим Исповедник

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил

Отчего ворон утром кормит Илию хлебом, а вечером — мясом?

Ворон понимается как естество, помраченное по причине непослушания, а Илия, сидящий при потоке, понимается как ум ведующего, который зиждется в потоке 
искушений и аскетических трудов. Этот ум принимает
 утром от помраченного естества хлеб, то есть собирает 
ведение путем естественного созерцания сущего, а вечером принимает мясо — ведь он посвящается в таинство
 вочеловечения Господа, которое произойдет в последние 
дни, ибо Сотворивший естество из не сущего, разумеется, восстановит его, если оно испорчено.

Или же иначе: Илия понимается как образ Господа. 
Ведь, когда все сердца охватил духовный голод, Он вошел в поток, то есть в жизнь, и добровольно перенес искушения и страдания; когда Он пришел к своим, свои Его 
не приняли (Ин. 1, 11) и не накормили, а язычники, помраченные от идолопоклонства, приняли Его и накор
мили ведением и деланием, ибо хлеб означает ведение,
 а мясо — делание.

Вопросы и затруднения.

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Царств 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее.

И вранове приношаху ему хлеб заутра и мясо к вечеру и от потока пияше воду

См. Толкование на 3 Цар.17:5

Лопухин А.П.

И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил

См. Толкование на 3 Цар.17:4