Толкования на 3 Цар. 17:7

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Царств 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее.

И бысть по днех изсше поток, яко не бе дождя на землю

И бысть по днех изсше поток. Продолжение пребывания Илии при потоке, обозначенное неопределенным – по днех, может быть определено так в Сарепте Сидонской, куда он по повелению Божию удалился от потока, он в третье лето получил откровение от Бога, повелевавшее возвратиться в Израильскую землю (3 Цар. 18:1). Так как вслед за этим возвращением прекратилось бездождие, продолжавшееся три с половиною года, то под третьим годом, в который Илия должен был возвратиться в отечество, должно разуметь не третий год неурожая, а третий год обитания в Сарепте. Год или полтора года протекшие до этого третьего лета, очевидно, падают на пребывание пророка при потоке. Итак, по днех изсше поток, значит чрез год или полтора обитания у потока, сей поток изсше. Почему изсше? По причине прекращения дождей яко не бе дождя на землю. Разумеется, здесь земля Израильская, и если Иисус Христос упоминая о сем бедствии, сказал: бысть глад по всей земли (Лк. 4:25), то Его слова относятся только к владениям Ахаава, ибо только за его с подданными грехи была засуха, которая потому и простиралась только на эти владения. Правда, был голод и в соседней Сидонской области, куда переселился Илия по изсякновении воды в Хорафском потоке, но это потому, что Сидонская страна всегда была неплодородна и скудна хлебом, и жители ее, занимаясь торговлею, покупали хлеб у соседей. Израильская земля была всегда для них житницею, как это видно из договора Хирама, царя Тирского и Сидонского, с Соломоном (3 Цар. 5:9–11) и из того, что во дни Апостолов области Тирян и Сидонян питались от области царя Ирода, правившего Иудеею и Галилеею (Деян. 12:20).

Толкование на паремии из книг Царств.