Толкования на 3 Цар. 17:17

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 17-18 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего

Обратите внимание на слезы этой женщины, увидьте смирение её в горе, ведь она нимало не винила Бога за решение Его, не поднялась против пророка, но в смирении разума своего она понимает, что наказание настигло ее за ее же вину. Тогда она говорит пророку: Ты пришел ко мне напомнить грехи мои.

Комментарии на 3-ю книгу Царств.

Еп. Виссарион (Нечаев)

IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Цар. 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. Часть паримии (3 Цар. 17:8–23) читается также в Великую субботу.

И бысть по сих, и разболеся сын жены, госпожи дома, и бе болезнь его крепка зело, дóндеже не оста в нем дух

Не оста в нем дух - идет речь о смерти, а не о состоянии обморока. Сам Илия считал его умершим, когда умолял Господа о возвращении в него духа, следственно о воскрешении. Апостол Павел, говоря о силе веры ветхозаветных людей, между прочим говорит: верою жены получили умерших своих воскресшими (Евр. 11:35). Апостол имеет в виду жену Сарептскую и Соманитянку, сына которой воскресил пр. Елисей. Других жен, которые бы видели воскресение своих детей, Ветхозаветное Писание не знает.

Толкование на паремии из книг Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 17-24 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив. И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно

и воскрешение ее сына

И. Флавий (Древн. VIII, 13, 3) предполагает, что сын вдовы сарептской не умирал, а лишь «имел вид трупа» (род обморока); то же думали и некоторые толкователи (напр. Bahr, op. cit: s. 174), но библейский текст определенно говорит (ст. 22, ср. 18), что здесь имел место случай действительной смерти и действительного воскрешения из мертвых. Замечательно воззрение вдовицы (ст. 18), что благодаря пророку (и его святости) открылись во всей силе грехи ее и вызвали наказание Божие. «Не сказала она, хотя была иноплеменница: худым послужил ты для меня предвестием, виною бед стало для меня пришествие твое, напротив того, приключившееся с нею приписала паче собственным своим грехам» (блаж. Феодорит, вопр. 54). Самый образ действия пророка при воскрешении умершего (ст. 19-21) близко напоминает последующее воскрешение пророком Елисеем сына сонамитянки (4 Цар. 4:34-35): символика в том и другом случае тем более понятна, если и Xристос Спаситель в своих чудотворениях не чуждался ее (Мк. 7:33; 8:23; Ин. 9:6-7). «Пророк помолился Господу об умершем отроке, и после молитвы, трижды дунув на отрочище, возвратил его к жизни. Троекратное число указывает на достопоклоняемую Троицу, а дуновение на первоначальное сотворение души» (блаж. Феодор. ). Чудо послужило к окончательному утверждению вдовицы в вере в Иегову и Его пророка (ст. 22-24).

Толковая Библия.