Толкования на 3 Цар. 19:12

Свт. Григорий Палама

после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра

Илия, постившись 40 дней, и сам увидел Бога на горе, но не в огне, как ранее – представители Израиля, а, по причине богоугодного поста, минуя видение Бога в огне, увидел Его во гласе проходящего тонкого веяния, что ближе соответствует словам Владыки, говорящего: «Дух (есть) Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин.4:24). Ибо оный глас (в видении Пророка Илии) предызображал истину и проповедь самой Истины, огласившей все концы (земли); мимоидущее же веяние предобозначало Духа и благодать. Но в видении Бога, бывшем во время его поста, Илия восприял также силу для помазания пророка вместо себя и дарования ему вдвойне той благодати, которая обитала в нем самом, и для того, чтобы быть взятым ввысь от земли, конечно, как очевидный прообраз бывшего впоследствии Вознесения Христа на небо.

Омилия 6. Увещательная к посту.

Прп. Ефрем Сирин

после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра

См. Толкование на 3 Цар. 19:11

Преподобный Максим Исповедник

после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра

См. Толкование на 3 Цар. 19:8

Прп. Макарий Великий

Рабу Божию надлежит пребывать не в таком неустройстве, но во всякой кротости и мудрости, как сказал Пророк: «на кого воззрю? токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих» (Исаии 66, 2). Находим также, что при Моисее и Илие, когда являлся им Бог, пред величием Владыки во множестве служили и трубы и силы, но пришествие Господне отличалось и обнаруживалось тем, что исчислено выше, то есть миром, безмолвием и покоем. Ибо сказано: «се глас хлада тонка, тамо Господь» . А сим показывается, что покой Господень состоит в мире и в благодушии. Но какое основание положит и какое начало сделает человек, в том и пребывает до конца.

Собрание рукописей типа II. Беседа 6.

Лопухин А.П.

после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра

См. Толкование на 3 Цар. 19:9

Прот. Александр (Шмеман)

после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра

Какие удивительные слова: веяние тихого ветра, и там Господь! что означают они? Прежде всего то, что не во внешних и внешностью своей подавляющих явлениях совершается встреча души с Богом. Буря, землетрясение, огонь — все это символы внешних событий, всего того, что своей грозной и неодолимой мощью оказывает на нас устрашающее воздействие и хотя бы на время порабощает, лишает внутренней свободы.

Нет, не в этих явлениях, не в буре, не в землетрясении и огне, не в порабощении души и ума начало веры! Не в этом встреча с Богом, не в этом суть религиозного опыта, а в веянии тихого ветра — в гласе хлада тонка. Именно здесь нет ни принуждения, ни подавления, ни устрашения. Ибо не в том ли главная особенность этого тихого веяния, что его можно не заметить, не расслышать внутренним слухом, если душа наполнена иным.

Беседы на радио «Свобода». Свидетельства.