Толкования на 3 Цар. 20:42

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал ему: так говорит Господь: за то, что ты выпустил из рук твоих человека, заклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа

Потом, когда второй избил и изранил пророка, тот обвязал свою голову покрывалом, прикрыл глаза и сделал себя неузнаваемым. А для чего он сделал это? Он хотел обличить царя и произнести над ним суд за спасение сирийского царя. А поскольку царь по нечестию враждебно относился к пророкам, то дабы, увидев его, он не прогнал с глаз, а прогнав, не остался без исправления, пророк скрывает и свое лицо, и рассказ о самом деле, дабы иметь возможность говорить с ним и получить от него согласие с тем, с чем ему хотелось. И вот, когда царь проезжал мимо, он закричал царю и сказал: Раб твой ходил на сражение, и вот, один человек подвел ко мне человека и сказал мне: «Стереги этого человека; если он сбежит, то твоя душа будет за его душу, или ты заплатишь талант серебра». И вот, когда раб твой занялся теми и другими делами, его не стало. И сказал ему царь Израильский: Ты сам себе судья предо мною, ты совершил убийство. Он тотчас снял покрывало с глаз своих, и узнал его царь, что он из сыновей пророческих. И сказал ему: Так говорит Господь: за то, что ты выпустил из рук твоих пагубного человека, душа твоя будет вместо его души, и народ твой вместо его народа (3 Цар 20:39-42).

Ты видишь, как не только Бог, но и люди судят одинаково, обращая внимание не на природу дел, но на их цель и причины? Вот и царь говорит пророку: Ты сам себе судья предо мною, ты совершил убийство. Ты, говорит, человекоубийца, потому что отпустил неприятеля. Вот для чего пророк и обвязался покрывалом, и потребовал суда как бы по чужому делу - чтобы царь вынес правильное решение, что и случилось. Ибо, когда царь осудил его, пророк, сняв покрывало, сказал: за то, что ты выпустил из рук твоих пагубного человека, душа твоя будет вместо его души, и народ твой вместо его народа. Видишь, какое наказание получил Ахав за человеколюбие и какую кару понес за несвоевременную пощаду? Он сохранил жизнь и наказан; а другой совершил убийство и заслужил похвалу. Вот Финеес в одно мгновение совершил два убийства, умертвив мужа с женою, и почтен священством; таким образом он не только не осквернил свою руку кровью, но сделал ее еще более чистой. Итак, когда ты увидишь, что избивший пророка остается цел, а не избивший погибает, и пощадивший наказывается, а не пощадивший восхваляется, во всех случаях исследуй прежде природы дел волю Божию, и что найдешь согласным с ней, то только и одобряй.

Против иудеев.

Прп. Ефрем Сирин

И сказал ему: так говорит Господь: за то, что ты выпустил из рук твоих человека, заклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа

В ходе этих событий терпение Ахава по отношению к человеку, который был известен нечестивостью и не скрывал высокомерного презрения к величию Бога, полностью заслуживает осуждения, как и снисходительность Саула к царю Амалику обоснованно осудил Самуил. Это особенно верно, если, как утверждают некоторые комментаторы, тот же самый пророк, предвещавший победу во имя Божье, требовал подвергнуть наказанию Венадада. С другой стороны, Ахав и его подданные заслуживали бы мягкого наказания, если бы совершенно не были осведомлены о воле Бога. Но они не могли совсем не знать воли Божьей, поскольку пророк предсказал им, что сирияне будут преданы в руки их, ибо они подвергли нечестивым оскорблениям величие Бога.

Комментарии на 3-ю книгу Царств.

Лопухин А.П.

И сказал ему: так говорит Господь: за то, что ты выпустил из рук твоих человека, заклятого Мною, душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа

См. Толкование на 3 Цар. 20:35