Толкования на 3 Цар. 22:19

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его

Что ты говоришь, скажи мне, Иоанн? Бога не видел никто никогда (Ин 1:18). Что же нам делать, когда пророки говорят, что видели Бога? Так, Исайя говорит: Видел я Господа, сидящего па престоле высоком и превознесенном (Ис 6:1). Так же и Даниил: Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями (Дан 7:9). И Михей: Я видел Господа Бога Израилева, сидящего на престоле Своем (3 Цар 22:19), и опять другой пророк говорит: Видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: ударь в очистилище. И можно собрать много таких свидетельств. Как же Иоанн говорит, что Бога не видел никто никогда? Чтобы ты узнал, что он говорит о точном постижении и ясном ведении. А что все то было снисхождением, и никто из них не созерцал чистой сущности, видно из того, что каждый из них созерцал Бога по-разному. Ибо Бог есть прост, не сложен и не имеет образа, а они все видели Его в различных образах.

О непостижимой природе Бога.

Прп. Максим Исповедник

И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его

Что означает рассказ об Ахаве, когда пророк увидел
 ангельские силы по правую и по левую руку Господа?

Здесь пророк сплетает [подобие] всеобщего Логоса Про
мысла, ибо он знает, что изначальный Логос примешан 
ко всему. По правую руку вводятся логосы надлежащего делания, посредством же левых — логосы суда или того, что не зависит от нас. Всякий, кого не наставля
ют идти прямым путем ни учение Закона Божия, ни по
ток происходящих бедствий, тот предается, оставаясь во
власти себялюбия или пребывающего в нем греха, который будет толкать его все глубже в бездну пороков и
 не остановится, пока, умертвив его без покаяния, не при
ведет к [предстоящему] там Суду.

Вопросы и затруднения.

Рабан Мавр

И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его

Что будем понимать под престолом Господа, как не ангельские силы, над умами которых сверху предстоит Господь, устраивающий всё внизу? И что значит воинство небесное, как не множество служащих [Ему] ангелов? И что обозначает текст, когда говорит, что воинство небесное стояло при Нём по правую и по левую руку? Ведь Бог в самом деле, находясь внутри всего так, что Он при том и всегда снаружи, не может быть ограничен ни справа, ни слева; так что справа от Бога - избранная часть ангелов, а слева - злая часть ангелов. Действительно, не только добрые, помогающие Богу, служат Ему, но и те, которые отягощены нежеланием возвратиться [в помощники]. <…> Итак, воинство небесное стоит по правую и по левую руку, потому что воля духов избрания согласна с благочестием Бога, а чувства злых [духов], служащих собственной скверности, вынуждены исполнять повеления [Господа].

Комментарии на книги Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 19-23 И сказал Михей: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так. И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе

Опровергая это, существенно языческое воззрение Ахава на пророчество (70-т и славяне передают, евр. лахени «так», с отрицанием: ouc outwV, не тако, что гораздо более соответствует противоположению слов Ахава, ст. 18, и речи пророка 19 сл. ), пророк рассказывает продолжение своего видения (ср. ст. 17), в котором указано таинственное обоснование всех видимых фактов: обольщение Ахава ложным пророчеством его пророков, имеющее повлечь гибель Ахава в предстоящей битве, есть Божие попущение, образно представленное в виде совещания пред Иеговою воинств в среде ангелов или духов, по И. Флавию, Древн. VIII, 15, 4, «решающее значение в предприятии Ахавом похода имела роковая неизбежность предопределения (crewn anagkh или eimarmenh стоиков), в силу которой слова лжепророков показались Ахаву убедительнее слов истинного пророка». Но библейский текст не знает такого слепого рока, а говорит лишь о свободном действии вседействующего промысла живого Бога, хотя действии лишь попускающем развитие событий, а не производящем или, по крайней мере, содействующем. Все видение, ст. 19-23, по блаж. Феодориту (вопр. 68), «есть только олицетворение, которыми показывается попущение Божие, потому что истинный Бог и Учитель истины не повелевал прельщать Ахава». Действие Иеговы на Ахава в данном случае - допущение его стать под влияние духа лжи, говорившего устами его пророков (ст. 21-23), аналогично, напр., действию ожесточения Иеговою сердца фараонова (Исх IV:1; VII:3), или допущение неразумного отношения Ровоама к требованиям народа (3 Цар XII:15), т. е. здесь имела место не прямая причинность. Самая картина воинства небесного (евр. Цеба гашамаим. ст. 19), предстоящего престолу Иеговы воинств, как и аналогичные картины ангелов в книге Иова (I:6 сл. II:1 сл. ) или серафимов в видении пророка Исаии (Ис VI:1 сл. ), выражает ту библейскую идею, что планы и суды промысла Божия о мире и людях выполняют высшие духовные силы - ангелы, образующие целый мир - «воинство» в премирной сфере бытия Бога («небесное»), ср. 2 Цар XXIV:16; 4 Цар XIX:35; Евр I:14. Дух, отделившийся от воинства небесного и ставший, по попущению Божьему, духом лживым в устах пророков Ахава, олицетворяя собою ложное пророчество, является духом лжи (евр. руах шекер, ст. 22) и в таком качестве представляется стоящим под влиянием сатаны или диавола (только в видении пророка Михея выдвигается идея универсального действия Божия, тогда как в Иов I-II сатана или диавол очерчен более рельефно, хотя и попущение Божие тоже поставляется на вид. Произвольно талмуд видит в «духе» дух Навуфея, хотя обличительное напоминание о последнем Ахаву не было излишним) См. в книге А. Глаголева, Ветхозаветное библейское учение об ангелах«, с. 610 и д.