Толкования на 3 Цар. 22:21

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 21-22 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так

Вот, кто-то скажет: «Как такое может быть, чтобы согрешающий в своей плоти роскошью имел в душе своей дьявола?» И то, что мы сказали, возлюбленные братья, мы подтвердим свидетельством Священного Писания. Послушай Писание, которое о гордеце говорит, что он захвачен дьяволом: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем (Притч. 16:6). И ещё: «Всякая гордость - начало отпадения от Бога». А что значит отпасть от Бога, как не отойти от Него? И более того, если человек отделяется от Бога, то он с необходимостью соединяется с дьяволом. И Писание говорит, что человек завистливый без дьявола быть не может: Завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его (Прем. 2:24). Канонические сочинения свидетельствуют о том, что и блудодействующий находится в порабощении у дьявола, ибо так говорит пророк: Дух блуда ввел их в заблуждение (Ос. 4:12). И что никакой лжец не бывает без злого духа, тоже подтверждается в Писании: Ты погубишь говорящих ложь (Пс. 5:7), и опять же: Клевещущие уста убивают душу (Прем. 1:11). В Книге Царств мы читаем, как злой дух сказал Господу: Я склоню его; на что Господь спросил: чем? Тогда он отвечал: Я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь же сказал: Ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так. Мы и в отношении всех других главных грехов и преступлений должны исходить из того же, потому что никто не совершает подобного без наущения дьявола.

Проповеди.

Ориген

Ст. 21-22 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так

Я думаю, что всякий дух лукавый и лживый - это обман, и каждый из них, когда говорит, говорит от себя и никогда от Бога, и их отец - лжец, дьявол. Теперь же мы изложим то, откуда мы пришли к наименованию всякого лукавого духа лживым. В Третьей книге Царств написано, что именно сказал Михей, когда его призвал Ахав для пророчества о том, следует ли ему идти войной на Рамоф Галаадский или воздержаться (3 Цар. 22:20-22): Я видел Бога Израиля, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его. И сказал: Кто обманет Ахава, царя Израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском ? И сказал Он так. И выступил один дух, стал перед лицем Господа, и сказал: «Я обману его». И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду, и сделаюсь духом лживым в устах всех этих пророков твоих. И во Второй книге Паралипоменон тот же Михей говорит Ахаву и Иосафату: Выслушайте слово Господне: Я видел Господа Израиля, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло по правую и по левую руку Его. И сказал Господь: «кто обманет Ахава, царя Израильского, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском?» И сказал Он так. И выступил один дух, стал перед лицем Господа, и сказал: <Я обману его». И сказал ему Господь: чем? Тот сказал: я выйду, и буду духом лживым в устах всех пророков его (2 Пар. 18:18-21). Итак, этим ясно показывается, что если какой-либо дух есть дух лживый, то все подобные духи могут быть лживыми, восприняв от лживого отца способность быть лживыми духами, по лживости и порочности, а не по сущности.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.

Лопухин А.П.

и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем

См. Толкование на 3 Цар. 22:19