Толкования на 4 Цар. 2:1

Прп. Максим Исповедник

В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала

Умозрение о Елисее, его ученике.

Так его ученик и духовный наследник Елиссей, имея чувство не обладаемым какими-либо вещественными мечтаниями, поскольку оно у него уже было по уму все заполнено благодатью Духа, сам иным зрением видя сущие с ним божественные, противоположные лукавые силы, и [своему] ученику даруя видеть сильнейшую немощи силу (я имею в виду, что преимуществует перед плотью, вокруг которой лукавые духи строят засады для прозорливого ума, душа, вокруг которой выстраиваются фаланги ангелов, обстоя ее как царский образ) и [сам] учился, и учил.

Амбигвы к Иоанну.

Лопухин А.П.

В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала

Вознесение пророка Илии на небо.

Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» - событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 Цар; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий [По талмуду, Moed dalon 26 в., «Илия живет вечно». Талмуд и Мидраш представляют пр. Илию присутствующим в собраниях мудрых и святых, в школах еврейских, в синагогах при обрезании и др. ритуалах; он предтеча мессианского времени, он обитатель рая, которого не постигла смерть Адама; Илия некогда разрешит все трудные вопросы, Вава mezia 37-а; изъяснит трудные отделы Библии, как Иез. 45:18 a., Menachoth 45-a. Ср. lebamoth 102 в. Berachoth, 58-a. - Иосиф Флавий (Древн. IX, 2, 2) говорит о смерти пророка Илии так: «Около времени Иорама исчез с лица земли, и никто по сей день не знает подробностей его кончины…» Относительно Илии, ровно как относительно жившего до потопа Эноха, имеются данные в Священном Писании, тогда как о смерти их никто не узнал ничего точного]. Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского (4 Цар. 1:17) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по Пар. 21:12-15 писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха (Быт. 5:24; ср. Сир. 48:12; 49:16; см. «Толков. Библия», т. I, с. 31-32): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Xолм Обрезания» - Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина (Нав. 4:19; 5:3, 10; 9:6; 10:6, 15); Самуила и Саула (1 Цар. 6:16; 11:15; 13 и сл.) и Давида (2 Цар. 19:15, 40); теперь Джульджуль (Onomast. 287), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4 Цар. 4:38; Ам. 4:4; 5:5; Ос. 4:15; 9:15; 12:1-2); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomast 319).

Толковая Библия.