Толкования на 4 Цар. 2:2

Прп. Ефрем Сирин

И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя

Действительно, Илия, живший с тех пор вместе с Елисеем, которого он посвятил в пророки в соответствии с Божественным предсказанием, как уже было сказано, находился с ним неразлучно, ведя тот же образ жизни. Когда Илии предстояло быть вознесённым на небо в огненной колеснице, уйти и подняться в облака в вихре, сбивающем нас с ног на земле, он, уже пересекший Галгал и собиравшийся отправиться в Вефиль, приказал Елисею остаться в Галгале. Но Елисей совсем не послушался его и не ушел от него, ибо эти слова влекли его, вместо того чтобы остановить. В конце концов Илия взял его с собой. Когда оба пришли в Вефиль, где провели несколько дней, Илия собирался пойти в Иерихон в одиночку и снова, во второй раз, повелел Елисею не ходить с ним. Но как и прежде он продолжал упираться и упрямствовать, будто чувствовал душевную боль при мысли, что его разлучат с его господином. Поскольку Илия не знал, что делать, то согласился снова идти с ним. За ними следовали еще пятьдесят человек; то были сыны пророков.

Комментарии на 4-ю книгу Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 2-6 И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон. И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба

По-видимому, пророк Илия имел лишь общее предчувствие, основанное на общего характера откровении, что пришло время его преставления от земной жизни: в таком общем виде могли быть осведомлены от него и пророк Елисей и сыны пророческие (ст. 3); но обстановки и подробностей предстоящего события не узнали не только последние и пророк Елисей, но, вероятно, и сам пророк Илия: на это указывает условная форма речи пророка Илии Елисею (ст. 10): «если увидишь, как я буду взят от тебя…» Ввиду этого, не зная, угодно ли Богу, чтобы даже Елисей был свидетелем последних минут его земной жизни, а также по понятному желанию уединения в эти минуты от всего житейского, от мира и людей, пророк Илия не раз уклоняется даже от Елисея; этим вместе он мог испытывать любовь и преданность этого ближайшего к нему ученика, давно предназначенного ему в преемники (3 Цар XIX:16, 19). Здесь же намечается та особенность всей будущей деятельности пророка Елисея, что она совершалась в постоянном взаимообщении с «сынами пророческими» бене-небиим (ст. 3, 5, 7, 15), всюду выступающими и в последующей деятельности пророка Елисея (4 Цар IV:1, 38; V:22; VI:1), тогда как пророк Илия действовал одиноко (3 Цар XIX:14). Может быть, развитие института «сынов пророческих» (см. замечание об этом институте в 3 Цар XX:35) в данное время вызывалась особенной напряженностью борьбы истинной религии Иеговы с языческими культами, а также и с культом тельцов; на борьбу с последним указывает сосредоточение сынов «пророческих» в Вефиле и Галгалах - главных (наряду с Даном и др. городами) пунктах служения золотым тельцам (ср. Ам IV:4; V:5; Ос IV:15 и др.). Самое посещение пророком Илией этих местностей в последние минуты жизни имело целью, вероятно, вящшее укрепление сынов пророческих в теократической задаче их служения (характер успокоительного увещания к сынам пророческим имеют и слова Елисея к ним: «я также знаю, молчите» ст. 3).