Толкования на 4 Цар. 9:1

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1-3 Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату; и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: «так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем»

Здесь Писание рассказывает о праведном приговоре, который выпал на долю дома Ахава. Тут же оно говорит о выборе судьи и об исполнителе приговора. И это был Ииуй, сын Иосафата, сына Намессиева, которого по слову Господа помазал один из пророков на царство. И это был ученик Елисея, посланный своим господином в Рамоф Галаадский, который был осажден Израильтянами. Он вошел в их лагерь и зашел в палатку, где собрались военачальники, и, стоя перед ними, наивно сказал: «У меня слово до тебя, военачальник». И ответил Ииуй: «До кого из всех нас?». Слуга понял, что он и был тем, на кого указывал Елисей. В действительности он не знал его имени, но несмотря на то, что сын пророка не знал его и даже никогда не видел, он понял важность ситуации, его ум смутился, и он сказал: «До тебя, военачальник». Он показал, что через откровение Господне он понял, что он и был избран Господом. Он сразу же завел его в дом, как и приказал ему его господин. За этим скрывались две вещи: Ииуй понял, что все это должно остаться в тайне и что новость (о помазании) не следует разглашать в то время среди людей. Таким образом он помазал его и повелел отомстить дому Ахава. Затем пророк немедленно убежал из лагеря, а вскоре после этого все собравшиеся проявили удивительное единодушие перед царем Ииуем против Израиля.

Итак, он вышел с группой избранных. Но он встретил Иорама, царя Израильского, во время его путешествия, а позднее - Охозию, царя Иудейского. Он сумел поразить их при первом же нападении, убив обоих. Ииуй сказал Бидекару: Возьми, брось его на участок поля Навуфея Изреелитянина (4 Цар 9:25), «ибо вчера я видел кровь Навуфея и кровь сыновей его». Он думает о том, что сказано ему ночью, или, может быть, он верит, что отмщение и убийство Иорама были предсказаны ему в видении ночью. Ииуй указал Бидекару и другую причину, по которой должно убить Иорама на этом месте и приказать бросить его на участок Навуфея, сказав: «Вспомни, как мы с тобою ехали вдвоем сзади Ахава, отца его, и как Господь изрек на него такое пророчество: истинно, кровь Навуфея и кровь сыновей его видел Я вчера, говорит Господь, и отмщу тебе на сем поле (4 Цар 9:25-26), то есть вне стен Изрееля, где находилось имущество Навуфея. И, совершив все это за воротами Изрееля, он вошел в город, чтобы завершить то, что он так успешно начал.

Комментарии на 4-ю книгу Царств.

Лопухин А.П.

Ст. 1-10 Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намессиева, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату; и возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: «так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем». Потом отвори дверь, и беги, и не жди. И пошел отрок, слуга пророка, в Рамоф Галаадский, и пришел, и вот сидят военачальники. И сказал: у меня слово до тебя, военачальник. И сказал Ииуй: до кого из всех нас? И сказал он: до тебя, военачальник. И встал он, и вошел в дом. И отрок вылил елей на голову его, и сказал ему: так говорит Господь Бог Израилев: «помазую тебя в царя над народом Господним, над Израилем, и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели; и погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного и оставшегося в Израиле, и сделаю дом Ахава, как дом Иеровоама, сына Наватова, и как дом Ваасы, сына Ахиина; Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и никто не похоронит ее». И отворил дверь, и убежал

Суд Божий над домом Ахава. Помазание Ииуя на царство Израильское

Исполняя последнюю часть данного Иеговой повеления пророку Илии (3 Цар XIX:16) пророк Елисей повелевает одному из сынов пророческих (по раввинам, пророку Ионе) помазать на царство Израильское одного из военачальников израильского царя Иорама - Ииуя, в то время защищавшего с войском Рамоф Галаадаский от сирийцев (1-2, ср. VIII:28). Все дело помазания Ииуя, мстителя дому Ахава, должно было произойти экстренно и втайне. «Надлежало совершиться сему тайно, чтобы Иорам был умерщвлен как можно скорее. А если бы он узнал это прежде, то вступил бы в сражение, и на сражении необходимо было пасть многим с обеих сторон» (блаж. Феодорит, вопр. 26). Совершивши помазание, пророк, согласно повелению пророка Елисея (ст. 3), немедленно удаляется, «чтобы не быть схваченным и не подвергнуться опасности» (блаж. Феодорит, вопр. 27). При совершении помазания Ииуя на царство (ср. 3 Цар I:34, 39), пророк указывает, что новый помазанник явится орудием казни Божией (ст. 7) над домом Ахава (во исполнение предсказания пророка Илии, 3 Цар XXI:21-22), который будет истреблен столь же всецело, как и нечестивые династии Иеровоама и Ваалы (3 Цар XV:29; XVI:3). Кроме пролитой домом Ахава, особенно Иезавелью, крови пророков и других невинных (ст. 7), тяжким грехом всей той династии был введенный ею официально культ Ваала и Астарты (3 Цар XVI:31-33): искоренение его было также задачей Ииуя, точно им выполненной (4 Цар X:18-30). Без сомнения, в упоминании прежних нечестивых династий заключалось предостережение самому Ииую. Самое имя Ииуя (евр. Негу, «Иегова есть Бог») может указывать на служение его теократической идее, хотя это и не исключало его собственной преступности и повинности суду Божьему (Ос I:4). Имя Ииуя в форме Iáua встречается и в клинообразных ассирийских документах Салманассара II (860-825), как данника этого царя.