Толкования на 4 Цар. 17:6

Свт. Иоанн Златоуст

В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских

Следует сказать, откуда произошли самаритяне, потому что все это место называется Самарией. Откуда же они получили свое название? Соморон - название горы по имени ее владельца, как и Исайя говорит: И глава Ефрема – Соморон (Ис 7:9). Впрочем, обитавшие там назывались не самаритянами, а израильтянами. Но с течением времени, когда они оскорбили Бога, то в царствование Факея Феглаф Фаласар пришел и захватил многие города, напал на Илу и, умертвив его, отдал царство Осии. Затем Салманассар пришел, захватил другие города и обложил их данью и налогами. Осия же сначала уступил, но потом отложился от его власти и прибегнул к помощи эфиоплян. Ассирийский царь узнал об этом и, придя с войском и разбив их, из подозрения подобных восстаний уже не позволил народу оставаться там, а отвел их в Вавилон и Мидию, и оттуда из разных мест привел другие народы и поселил в Самарии, чтобы впредь обезопасить свою власть в стране, занятой уже верными ему жителями.

После того Бог, желая показать Свою силу и то, что Он предал иудеев не за их немощь, но за грехи, насылает на варваров львов, которые вредили всему народу. Извещенный об этом царь посылает некоего священника преподать им законы Божьи. Но и тогда они не отступили полностью от своего нечестия, а только отчасти. По прошествии же времени они снова отвергнули идолов и стали чтить истинного Бога. Между тем иудеи, возвратившись наконец из плена, возымели к ним ревность, как к иноплеменникам и своим врагам, и по имени горы стали называть их самаритянами.

Гомилии на Евангелие от Иоанна.

Ориген

В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских

Евреи называют стража словом «сомер» и, таким образом, по их преданию, самаритяне получили сначала это имя за то, что были посланы ассирийским царем нести стражу в земле Израиля после пленения другого, по сравнению с Иудой, Израиля, который за множество грехов был взят в плен в Ассирию.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.

Лопухин А.П.

В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских

Салманассару не пришлось окончить осаду Самарии и завоевание Израильского царства: в 722 году он умер (быть может, насильственной смертью: преемник его начал новую династию), и дело его в том же 722 г. закончил преемник его на ассирийском престоле Саргон (ср. Ис XX:1), по ассир. Sarrukin [О Салманассаре и Саргоне см. статьи Schrader'a в том же Handworterbuch d. biblischen Alterthums, Riehm'a, Bd. II. ss. 1350-1351 и 1387-1392], царствовавший с 722 по 705 год; в библейской традиции предшественник, так долго ведший осаду Самарии, естественно, заслонил собой фактического завоевателя Самарии, переселившего часть израильского населения в пределы Ассирии. В своей триумфальной надписи (см. Schrader Keilinschr и. д. Alt. Test. 2, s. 271 ft.) Саргон рассказывает, что он разграбил город (Самарию) и взял в плен и переселил в Ассирию 27280 жителей его. Конечно, это небольшая цифра сравнительное целой массой израильского населения. Надо думать, однако, что подобные массовые переселения израильтян, начатые еще Феглаффелласаром относительно северных частей Израильского царства (XV:29), совершались Саргоном (может быть, еще и Салманассаром) несколько раз, так что страна хотя и не вовсе опустела, но население ее было крайне разрежено: государственное и даже национальное существование Израильского царства прекратилось. Гибель Самарии и всего царства Израильского были точным исполнением грозных пророчеств (Ос V:9; XI:6; XIV:1; Ис XXVIII:1-4; XL:6-8) и др. Раздельное существование Израильского царства от Иудейского продолжалось около 2 1/2 столетий (по обычному почти взгляду, 257 лет: с 980 по 722; по И. Флавию, Древн. IX, 14, 1, 240 лет 7 мес. 7 дн.; у И. Спасского, Исследование Библейской хронологии, с. 125-243 г.).

Из пунктов, куда переселены были ассириянами массы израильских пленников, названы, конечно, лишь некоторые, наиболее плохо населенные, пункты: Xалах, Xабор, Гозан, города Мидийские (ст. 6) (Xалах, LXX: ῾Αλαε, Vulg.: Hala). LXX считают Xалах рекой (ποταμοῖς Τωοσάν), но по клинообразным документам это область к северу от Ниневии и к югу от озера Ван, известная у греков под именем Χολκίτις (ср. Schrader, op. cit. s. 275 ff.). Xабор - река Χαβῶρας греков, впадает в Ефрат, вытекает из горы Мазня близ г. Низибия, главный приток ее - Мигдоний; в Ефрат впадает при Киркесии, теперь Кабур, Гозан (ср. 4 Цар XIX:12; Ис XXXVII:12). Евсевий и блаж. Иероним ошибочно приняли (Onomast. 66) за реку, на самом деле это - область, лежавшая, вероятно, между реками Xабор и Саокор (Ξαοκόρας), у Птолемея называемая Τανσανίτις, в клинообразных надписях Гуцану, близ Низибии (между Тигром и Ефратом), теперь Катан (см. Правосл. Палест. Сбор. вып. 37, с. 152-153; проф. Гуляева, с. 345). «Города Мидийские». LXX: ὅρη Μήδων, слав.: в пределех Мидских, в числе которых были, напр., упоминаемые в книге Товита (I:14; VI:9; IX:2) и др. Раги Мидийские являются, по-видимому, северо-восточной границей территории расселения пленных израильтян [Путешественник Кер-Портер нашел, на одном из холмов между Вавилоном и Гамаданом (вероятно, древние Экбатаны) скульптуру, изображающую 10 пленников, из которых одного выдающаяся фигура попирает ногою. По предположению, это - Сарган и 10 израильтян, как представителей 10 колен, во главе со своим царем, попираемые Сарганом. (Philippson. Jsraelit. Bibel ll, s. 663). О Рагах и Экбатанах см. у проф. Н. М. Дроздова о происхождении книги Товита. Киев 1901, с. 131 и др.]. Но они, без сомнения, быстро рассеялись и в другие страны, не исключая и европейских (Ис XI:11). Так сбылось над половиной избранного народа Божия грозное слово Божие через законодателя (Лев XXVI:38). Попытки отыскать следы рассеянных 10 колен Израилевых почти столь же многочисленны и столь же бесплодны, как и искания положения рая; нет страны, где бы не помещала их ученая любознательность или любопытство (ср. для примера статью г. Колечицкого об этом предмете в «Страннике» за 1901-й год).