Толкования на 4 Цар. 17:20

Сщмч. Киприан Карфагенский

Ст. 20-21 И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего. Израильтяне отторглись от дома Давидова и воцарили Иеровоама, сына Наватова; и отклонил Иеровоам Израильтян от Господа, и вовлек их в великий грех

Священное Писание показывает [важность единства] в Книге Царств, когда от колена Иуды и Вениамина отделяются десять колен, которые, оставив своего царя, ставят себе другого. И отвратился Господь, - говорит оно, - от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего. Израильтяне отторглись от дома Давидова и воцарили Иеровоама, сына Наватова; и отклонил Иеровоам Израильтян от Господа, и вовлек их в великий грех (4 Цар 17:20-21). Итак, сказано, что Господь отверг их и предал на погибель потому, что они пренебрегли единством и воцарили себе чужого царя.

И столь велико было негодование Бога по отношению к тем, кто вносили раскол, что даже когда человек Божий отправлен был к Иеровоаму, чтобы укорить его за грехи и предсказать будущее отмщение, ему запрещалось есть хлеб и пить воду среди них. А так как он не удержался и ел вопреки повелению Бога, то тут же и был поражён величием Божественного суда, ибо на обратной дороге на него напал лев и убил его. Разве отважится кто-то из вас сказать, что животворная вода крещения и благодать небесная могут быть общими с раскольниками, с которыми общими не могут быть даже ни земная пища, ни мирская вода?

И более, Господь в Евангелии Своём открывает нам великий свет разумения в том, что те самые мужи, которые отделились от колена Иуды и Вениамина, оставили Иерусалим и перешли в Самарию, должны числиться среди непосвящённых и язычников. Ведь когда он сначала посылал Своих учеников служить спасению, Он повелел им, говоря: На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите (Мф 10:5). Посылая сперва к иудеям, Он велит пока обходить язычников; добавляя и город самарянский, в котором находились раскольники, к тем, кого нужно обходить, Он показывает, что раскольники равны язычникам.

Послания.

Ориген

И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего

Израиль оправдал душу свою в отличие от вероломной Иудеи (Иер 3:11). Само буквальное значение прочтенного изречения имеет некоторую неясность, над которой нам следует поразмыслить вначале, а потом, если Бог даст, мы узнаем Его тайный замысел. Итак, Он хочет, чтобы через эти слова мы знали, что, как написано в книгах Царств, во времена Ровоама народ был разделен на царство десяти колен под властью Иеровоама и на царство двух колен под властью Ровоама. И те, кто были под властью Иеровоама, назывались Израилем, а кто под властью Ровоама, те - Иудой. И это разделение народа оставалось, согласно истории, доныне. Ибо мы не знаем, чтобы история объединяла Израиль и Иуду вместе. И вот, первым весьма сильно согрешил Израиль, бывший под властью Иеровоама и его преемников, и настолько он согрешил перед Иудой, что они были осуждены промыслом на плен у ассирийцев доныне (4 Цар 17:23), как говорит Писание. После этого согрешили и сыновья Иуды и были осуждены на плен в Вавилоне, но не доныне, как Израиль, но на семьдесят лет (Иер 25:11), о чем пророчествовал Иеремия и упоминал Даниил.

Гомилии на Книгу Иеремии.


[Господь] берет ныне двух главных львов: ассирийского и вавилонского. Согласно истории в 4-й книге Царств, их двое. Ибо ассирийский переселил сыновей Израиля в Ассирию доныне (4 Цар 17:23), а вавилонский - сыновей Иудиных в Вавилон. Однако Он не сказал здесь: первый и второй, но первый и последний (Иер 50:17). Ибо первый лев - противник дьявол, он есть человекоубийца (Ин 8:44). А последний лев при скончании века есть человек греха, сын погибели, превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею (2 Фес 2:3-4).

Фрагменты (Катены на Иеремию).

Лопухин А.П.

И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего

См. Толкование на 4 Цар. 17:7