Толкования на Аг. 1:2

Свт. Кирилл Александрийский

сице глаголет Господь Вседержитель глаголя: людие сии глаголют: не прииде время создати храм Господень

См. Толкование на Аг. 1:1

Блж. Иероним Стридонский

так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: не пришло еще время, не время строить дом Господень

Тщательно размысли о том, что не Зоровавель и не Иисус говорят: «Еще не пришло время строить дом Господа», а народ, который находясь под властью царя Дария, еще не сбросил с себя ига рабства. И всегда содержащиеся в плену и удалившиеся из Иерусалима отлагают, замедляют дело построения храма и говорят: «Еще не пришло время для построения храма Господня». И ты, поэтому, когда видишь кого-либо удалившегося из [Иерусалима] – церкви, преданного сатане «во измождение плоти, чтобы дух был спасен» (1Кор.5:5), медлительно раздумывающим над тем, чтобы создать скромностью храм, который он прежде разорил бесстыдством похоти, скажи таковому: «Поистине и ты из числа пленников, и ты говоришь: Еще не пришло время для устроения храма Господу». Тому, кто однажды решил восстановить храм Господу, всякое время удобно для устроения: не могут ему препятствовать: ни владыка [мира] диавол, ни окружающие его враги, ни притворное благочестие родителей, детей, родственников: тотчас как только ты, обратившись к Богу, призовешь имя Его, Он скажет: Вот Я!

Толкование на пророка Аггея.

Блж. Феодорит Кирский

сице глаголет Господь вседержитель глаголя: людие сии глаголют: не прииде время создати храм Господень

См. Толкование на Аг. 1:1

Лопухин А.П.

Ст. 2-4 так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень». И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении

Причина происшедшей остановки в постройке храме и несостоятельность этой причины

Ввиду того, что в качестве лиц, к которым обращена первая речь пророка, в ст. 1 названы только Зоровавель и Иисус, народ же не поименован, как поименован он (шеерит гаам, остаток народа) ниже в II:2, некоторые комментаторы (Лей, Андре) полагали, что первая речь обращена исключительно к правителю Зоровавелю и первосвященнику Иисусу, и к ним только относили высказанные в ней упреки в равнодушии к постройке храма. В действительности, и общий смысл речи, и некоторые частные черты ее говорят, что она направлена ко всему народу и заключает и упреки, и обвинение именно народу же: самое начало речи: «народ сей говорит…» (ст. 2) показывает, что пророк осуждает действия целого народа: упрек в заботливости об украшении собственных домов, пренебрежении о Доме Господнем (ст. 4) относится также к целым народным группам; главное же – те стихийные бедствия, которые, по словам пророка, поражали и еще имеют поражать народ в случае его косности (ст. 6, 9-11), как само собою понятно, могут относиться только ко всему народу, возвратившемуся в Палестину и поселившемуся в ней. Вина же Зоровавеля и Иисуса, если она вообще была, заключалась единственно в недостаточно энергичном понуждении ими народа к строительству. Вина эта была скорее косвенная, и при обвинении народа Зоровавель и Иисус скорее являлись свидетелями обвинения, чем обвиняемыми. «Тщательно размысли, – говорит блаж. Иероним, – о том, что не Зоровавель и не Иисус говорят: «Еще не пришло время строить дом Господа», а народ который, находясь под властью царя Дария, еще не сбросил с себя ига рабства» (с. 322). «Когда, – замечает блаж. Феодорит, – Иисус был архиереем и Зоровавель народоправителем, Бог пред ними, как бы пред некими судиями, обвиняет народ через пророка и говорит: сколько самого усиленного попечения прилагают они о домах своих, не только строят, но и украшают их, а дома Божия, ради которого все они участвуют в общем их спасении, не хотят строить, утверждая, что время не благоприятствует созиданию» (с. 59).

Начальные слова речи: «Так сказал Господь Саваоф» (2а) весьма обычны в пророческом словоупотреблении, как вступительная формула при возвещении пророками Божественного откровения. Наиболее часто формула эта, именно с включением имени Саваоф, встречается, кроме пророка Аггея, еще у пророков: Исаии, Иеремии, Захарии, Малахии. Нужно, поэтому, отвергнуть мнение Марти, будто частым повторением упомянутой формулы пророк Аггей обнаруживает слабость или неясность сознания своего Божественного посланничества и желает придать своим словам Божественный авторитет, который в интенсивной степени присущ был древним пророкам (с. 382). Бесспорно, напротив, формула эта очень употребительна именно у прежних пророков, у которых, по предположению Марти, было особенно живо сознание своего посланничества от Бога.

Сущность делаемого пророком от лица Иеговы народу упрека в ст. 2 и 4 состоит в указании того резкого контраста, какой создавался преувеличенною заботою народа о собственных частых жилищах и – полным небрежением к созданию храма, представлявшего зрелище запустения: сами иудеи, по крайней мере, богатейшие из них, обитали «в домах, украшенных и благоустроенных, и предназначенных не столько для удовлетворения нужд, сколько для роскоши, в то время, как жилище Божие, в котором было Святое Святых, херувимы и стол предложения хлебов: поливался дождями, загрязнялся от недостатка присмотра и подвергался действию палящих лучей солнца» (блаж. Иероним, с. 323).