Толкования на Аг. 1:13

Свт. Кирилл Александрийский

И рече Аггей вестник Господень в вестницех Господних людем, глаголя: аз есмь с вами, глаголет Господь

Заметь, что за переменой к лучшему тотчас же следует и человеколюбие (Божие). Вместе с решившимися изменить свое настроение и Бог как бы переменяется и обещается быть с ними. А с этим что может сравняться? Ведь когда Бог пребывает с нами, то от нас далеко отстраняется всякий вред, быстро притекут всякие блага, тотчас появятся устойчивые виды благоденствия и будут приключаться с нами всякого рода приятности. Если же Священное Писание называет Аггея «ангелом Господним», то никто и не подумает, что он есть ангел по природе, но он рожден как подобный нам человек от жены. Совсем нелепо так думать. Напротив, если мы обладаем здравым смыслом и способны умопостигать истину, то должны признать, что ангелом он назван и именуется от вести, сообщаемой чрез него. Иначе ничто не воспрепятствует нам впасть и в другую нелепость, именно: признать, что ангелами по природе были и те из всадников, кои извещали Иова о случившемся на полях и о том, что умерли у него дети при разрушении дома (Иов. 1:14). Также и слово Бога называется «великого совета Ангел» (Ис. 9:6), ибо оно возвестило нам волю Бога и Отца. Итак от вести назван ангелом. И если это название дается людям, то конечно отнюдь не по природе, каковой мы не имеем.

Толкование на пророка Аггея.

Блж. Иероним Стридонский

Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь

Некоторые думают, что Иоанн Креститель, Малахия, имя которого значит Ангел Господа, и Аггей, [книгу] которого мы ныне имеем в своих руках, были ангелами, но по соизволению и повелению Божию приняли человеческие тела и обращались среди людей. И не удивительно думать это об ангелах, когда даже Сын Божий ради нашего спасения принял тело человеческое; посему даже из апокрифических книг берут доказательство, где говорится, что Иаков, после переименованный Израилем, был также ангел и потому придержал брата во чреве матери своей (Быт.25:26,32:28). Также и Иоанн в ответ на приветствие Марии, Матери Господа, взыгрался во чреве Елисаветы (Лк.1:41), ибо природа всех разумных тварей одна, а посему люди богоугодные равны ангелам. Пусть так они рассуждают. А мы будем принимать слово вестник Господа, т. е. ангел, которое на еврейском языке выражено словом nialach (מלאך), употреблённым просто в значении пророка, потому что он возвещал народу волю Господа или же потому, что он предызображал лицо Спасителя, так как во многих местах [Писания] Господь и Спаситель наш называется Ангелом Господа, как напр., в следующих: Великого совета Ангел (Ис. 9:6). Затем, слова: Вестник Господа из вестников Господа значат то же, что слова: пророк из числа пророков, если бы писатель употребил их. [Наконец] слова; Вестник Господа, говорящий народу: «Я с вами, говорит Господь» он обращает не к Зоровавелю и Иисусу, с которыми и в которых всегда был Господь, – мы уже сказали о том, что они соответственно разным значениям их служения принимаются как прообразы разных сторон в лице Спасителя, – а к народу, который убоялся пред лицем Господа. Так как это был [простой] народ, то он еще не дошёл до той любви к Богу, которая вон изгоняет страх. Впрочем, и за страх свой пред Богом народ получил награду в том, что Господь был с ним, так что смысл места такой: «Я буду вашим помощником, устрояйте дом Мой, разрушенный у вас: никто не будет в силах воспрепятствовать вам, когда Я буду пребывать среди вас».

Толкование на пророка Аггея.

Блж. Феодорит Кирский

Азъ есмь съ вами, глаголетъ Господь. Не теряйте мужества, потому что Я — вашъ содѣйственникъ и помощникъ.

Лопухин А.П.

Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь

См. Толкование на Аг. 1:12