Толкования на Ам. 2:4

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 4-5 Сия глаголет Господь: за три нечестия сынов Иудиных, и за четыри не отвращуся их, понеже отринуша закон Господень, и повелений его не сохраниша, и прельстиша их суетная их, яже сотвориша, имже последоваша отцы их вслед их. И послю огнь на Иуду, и пояст основания Иерусалимля

К народам, не имевшим закона, присоединяется и Иуда, руководствуемый законом, ибо Судия нелицеприятен. Но показывает, что он снисходил и долго терпел к согрешающему и только уже третьим и четвертым грехом его был подвигнут (к наказанию). Хотя по справедливости и надлежало другим народам, как не имевшим божественного закона, уделять милосердие в большей мере и оказывать более продолжительное снисхождение, напротив за нерадение Израиля следовало тотчас же подвергать наказанию; потому что он воспитан был в божественных заповедях и знал стезю, ведущую к пользе; но Господь оказывал (ровное) снисхождение как знающим закон, так и незнающим. Когда же наконец Он увидел, что они дошли до крайней степени нечестия и неразумия помыслов; тогда возвещает, что пошлет огонь и на самый Иерусалим и истребит до самых оснований столь славный и знаменитый город. Преступления же Израильтян многочисленны; в особенности же Бог обвиняет их в том, что они последовали заблуждениям отцов. Уже и тогда, когда находились под игом Египтян и воспитывались в их нравах и законах, они воздавали божеское поклонение тельцу. Но освободившись от этого весьма тягостного рабства и многообразно руководствуемые божественными заповедями к ясному познанию угодного Богу, они обращались назад и вовлекаемы были в заблуждение отцов, хотя может быть и боялись как чего-то постыдного подвергнуться таким же бедствиям, ибо и сами они покланялись золотым телицам. Причиной же такого их нечестия было то, что они отринуша закон Господа и повелений Его не хотели сохранять.

Толкование на пророка Амоса.

Прп. Ефрем Сирин

За три нечестия сынов иудиных, и за четыри не отвращу от них, понеже отринуша закон Господень, и пошли во след суеты.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4-5 Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути. И пошлю огонь на Иуду, и пожрет чертоги Иерусалима

Другие, вышепоименованные города и народы, Дамаск, Азот, Аскалон, Газа, Аккарон и прочие палестинские города, также Тир, Идумея и сыны Аммона и Моава не укоряются за то, что отвергли закон Божий и презрели заповеди Его, потому что они имели не писанный закон, а естественный. Поэтому говорится, что они оскорбляли собственную утробу и утробу милосердия, сокрушали беременных в Галааде железными телегами, переселили плен Соломона или совершенный и заключили в Идумее, не вспомнили союза отцов своих и преследовали брата своего мечом и дошли до такой, – не говорю: жестокости, но ярости, что сожгли кости царя идумейского и не допустили, чтобы смерть была концом всех зол. Но Иуда, среди которого в то время существовала вера в Бога, храм и священные обряды и который получил закон, заповеди, суды, свидетельства и повеления (о различии которых подробно говорится в восемнадцатом и в сто десятом псалмах), укоряется и обличается Господом и получит заслуженное наказание за то, что отверг закон Его и не сохранил заповедей Его. Так как он отверг и презрел их, то идолы его совратили его с надлежащего пути. Ибо он не ранее мог быть совращен идолами, как после того, когда отверг закон Господень и перестал исполнять заповеди Его. Это те идолы, в след которых ходили отцы их в Египте, сделав изображение египетского быка и покланяясь Веелфегору и служа Астарте и Ваалу (Аstaroth et Baalim). Поэтому Господь угрожает также и Иуде, что пошлет на него огонь, который пожрет здания и основания Иерусалима, – не того, в котором пребывает видение мира, а тех, которые в различных городах возвысились под именем Иерусалима. Все то, что мы сказали об Иуде, относится к церкви, в которой существует истинное исповедание, и мир Господень и видение истины. Таким образом, и она обличается за то, что презрела закон Божий, и перестала исполнять заповеди Его, и всякий, преклонящийся пред своими пороками и грехами, стал иметь богом то, чем он побежден, согласно с словами апостола Петра: имже кто побежден бывает, сему и работен есть (2 Пет. 2:19). Скупой служит золоту, обжора чреву, сластолюбец – похоти и Веельфегору, распутная женщина, которая, живя среди наслаждений, мертва, поклоняется сладострастию. Поэтому Господь пошлет огонь на Иуду, и пожрет он здания зла и основания порока, утратившие славу Иерусалима. Вместе с тем мы узнаем также, что Творец всего имеет попечение не только об Иуде и Израиле, но и о всех народах, и что, по апостолу, те, которые, не имея закона, согрешили, погибнут вне закона, а те, которые под законом совершали грехи, осудятся по закону Господню (Рим. гл. 2).

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути. И пошлю огонь на Иуду, и пожрет чертоги Иерусалима

Суд Божий над Иудой

Суд Иуде (слав. «сынов Иудиных») возвещается за то, что Иуда отринул и весь богооткровенный закон в целом (thorah), и отдельные постановления его (chkkaj), и уклонился вслед идолов (kisbejchem - лжи их, т. е. ложные боги. Ср. Пс XL:5).