Толкования на Ам. 2:6

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 6-7 Сия глаголет Господь: за три нечестия Израиля, и за четыри не отвращуся его, понеже продаша праведного на сребре и убогого на сапозех, ходящих на прасе земнем

Не оставляет безнаказанным, а напротив подвергает суду и Израиля, то есть колена, живущие в Самарии. А что они, необузданно согрешая, как бы истощили милосердие Божие, оказываемое немощным, на это может указывать отвращение за три и за четыре греха, каковое испытывающим необходимо подвергаться ужасным страданиям и находиться во всяких бедах. Посему Давид, опасаясь этого и зная причину погибели, умолял Господа, говоря: «не отврати лица твоего от мене, и не уклонися гневом от раба твоего» (Пс.26:9): ибо гнев всегда следует и как бы сопутствует отвращению. А в чем состояли преступления Израиля, – это ясно показывает; ибо продаша праведного на сребре, и убогого на сапозех; то есть они не терпели, чтоб им говорили правду и справедливость и над каждым совершали соответствующий закону суд. Но если случалось, что людьми сильными привлекался к суду муж праведный, целомудренный и честный и непритязательный и отвращающийся тщеславия (а под таким праведником можно разуметь и бедного или нищего духом); то его продавали врагам, хотя закон ясно говорит: не будь лицеприятен на суде (Втор.1:17, 16:19), и опять: «неповинна и праведна да не убиеши» (Исх.23:7). Кому вверена обязанность производить суд, тот непременно заступает место Бога, Которому только и принадлежит право суда; ибо «един есть законоположник и судия» (Иак.4:12), по слову Святого. Поэтому кто производит неправый суд над праведником и оказывает лицеприятие, тот унизит божественное достоинство и оскорбит Бога, Который говорит: «суд праведен судите, и милость и щедроты творите кийждо к брату своему» (Зах.7:9). Итак, обвиняет их в том, что они продавали праведника и бедняка врагам и обыкновенно делали это ради ничтожных и самых незначительных прибытков, коих Получившим их едва было достаточно на приобретение только сандалий. Между тем им следовало больше всего заботиться о соблюдении справедливости и угождении Богу и услаждаться почестями, получаемыми от Него и обладать богатством, состоящим в доброй славе: ибо «лучше», говорит, «имя доброе, неже богатство много» (Прит.22:1). Надобно знать, что и устами Исаии Он говорит тоже к матери Иудеев, то есть Иерусалиму: «князи твои сирым не судят и суду вдовиц не внимают» (Ис.1:23), а также чрез Михея: «старейшины его на дарех суждаху» (Мих.3:11). Итак, всегда достойно проклятия, если суд производится не с соблюдением справедливости и беспристрастия, но как бы с ненавистью и с нарушением правды.

Толкование на пророка Амоса.

Прп. Ефрем Сирин

Понеже продаша праведников на сребре. Праведники, проданные ими на сребре, изображают тайну Господа нашего, Которого первосвященники иудейские купили за тридцать сребреников и предали на распятие. Когда они согрешили против самого естества и против Писания, и убивали Пророков; тогда все это было им прощаемо. Но за то, что купили они Господа на сребро и предали смерти, не отвращу от них руки.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 6-8 Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих

Для того, чтобы изложение слов пророческих в книге имело логическую связь и последовательность, Израилю, то есть десяти коленам, отводится последнее место, потому что к нему именно, как мы уже сказали, относится почти все то, что далее следует. Итак, первым их преступлением или беззаконием, три или четыре раза повторявшимся, было то, что они за деньги продавали человека, и именно человека правого, который тем более заслуживает удивления, что даже бедность не вынудила его к совершению какого-либо беззакония. Если бы они, вынужденные голодом, продали бедного праведника за деньги, то могло бы быть некоторое извинение преступления; но они за самую ничтожную вещь, за обувь, которою топчут пыль и навоз, продали драгоценную душу человеческую. Они, по LХХ, бьют бедного по голове, а по еврейскому тексту: разбивают головы бедных о прах земной, и столь надменны и высокомерны, что не хотят ходить вместе с людьми. Так как это преступление может казаться маловажным, то сын и отец его ходили к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Божие. Таким образом, всякий бесстыдный поступок служит оскорблением для Бога, который говорит: имя Мое вами хулится во языцех (Рим. 2:24). Об этом и апостол пишет к Коринфянам: отнюдь слышится в вас блужение, яковоже ни во языцех, яко некоему имети жену отчую. И вы разгордесте, и не паче плакасте, да измется от среды вас содеявый дело сие (1 Кор. 5:1–2). Часто случается, что отец опозоривает жену сына своего, свекор невестку, что воспрещается законом: срамоты отца твоего да не открыеши, и срамоты невестки твоея да не открыеши (Лев. 18:7 и 15). Таким образом, и исполнение буквы приносит весьма большую пользу. И так как всякий бесчестный поступок, выходя из границ стыдливости, умножает преступления преступлениями и постоянно ведет к большему и большему ухудшению; то десять колен возлежали также на одеждах, взятых в залог, при всяком жертвеннике. Евреи объясняют это следующим образом: при пиршествах в капище они возлежали на одеждах, насильственно отнятых ими у тех, которые не хотели ходить к идолам. По LХХ же было столь великое презрение к Богу, что они при жертвеннике на веревках развешивали одежды свои, в которых спят или блудодействуют, и устраивали παραπετάσματα, то есть завесы, чтобы никто не мог видеть блудодействующих во храме, и, предаваясь пьянству и разврату, даже и вино, которое пили, приобретали не собственным трудом, а посредством клеветы, и это делали они в храме бога своего, для того, чтобы своими мерзостями и любодеяниями опозоривать тех, коих считали богами. Так говорят и так объясняют это те, которые следуют простому историческому смыслу. Но мы, указав [в толковании] на Осию, что под именем Израиля, Самарии, Ефрема и сынов Иосифа (из племени которого происходил Иеровоам, отделивший народ от царства Давидова Иерусалима и храма Божия) разумеются еретики, также и теперь, после Иуды и Иерусалима, означающих церковь, должны понимать пророческую речь в отношении к еретикам, которые продают мужа святого и правого, но бедного за деньги. Муж бедный и правый – это тот член церкви, который не обладает знанием Писаний, но, довольствуясь простотою, исполняет заповеди и повеления и о котором написано: нищий не терпит прещения (Притч. 13:3) и [в послании] в Галатам: точию нищих да помним (Гал. 2:10). Это делают все еретики ради богатства и обуви, которою попирают прах земной, потому что они не могут босыми ногами стоять на земле святой (на которой стояли Моисей и Иисус, сын Навин (Исх. гл. 3; Нав. гл. 5), вследствие чего и апостолам повелевается ходить босыми ногами (Лук. гл. 10), чтобы они не имели ничего смертного и кожаного, что указывает на плоть), и по этому они бьют бедных по голове. И Спаситель заповедует ученикам отрясать прах от ног своих, если что-либо смертное присоединится к их делам, потому что они еще были на земле (Мф. гл. 10; Мк. гл. 6). Еретики бьют бедных по головам (хотя этого в еврейском тексте нет), потому что они уклонились от пути смиренных. Это тот путь смиренных, который говорит: Аз есмь путь, живот и истина (Ин. 14:6) и который призывает нас ходить по нему словами: придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Все же ересиархи надменны и горды, и апостол о них говорит: да не разгордевся впадет в суд диавола (1 Тим. 3:6), который говорит: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю гнездо мое, буду подобен Вышнему (Ис. 14:13–14). Поэтому и гордым еретикам Бог противится, а смиренным членам церкви дает благодать (Иак. гл. 4). Также сын и отец входили к одной женщине, чтобы бесславить и оскорблять святое имя Божие. Мы часто читали, что наш отец есть народ иудейский, как говорит Павел: не хощу вас не ведети, братие, яко отцы наши вси под облаком быша и вси сквозе море проидоша, и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори (1 Кор. 10:1–2), и в другом месте: вопроси отцов твоих, и возвестят тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Втор. 32:7), и еще вместо отцов твоих у тебя родились сыновья (Пс. 44). Поэтому и церковь, [происшедшая] из язычников, говорит: сыновья матери моей вели борьбу против меня (Песн. гл. 1). Следовательно, мы – сыновья, а народ иудейский – отец. Мы грешим и совершаем преступление, когда вместе с отцом нашим, для соблюдения субботы, принимаем оскорбительное обрезание и обряды отмененного закона, и таковым Павел говорит: се аз, Павел, глаголю вам, яко аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует (Гал. 5:2), и еще: оправдывающие себя законом отпали от благодати (там же ст. 4). Таким образом, кто вступает в церковь, чтобы соблюдать закон вместе с Евангелием, тот вместе с отцом входит к женщине, и совершает блудодеяние и бесславит имя Господне. Поэтому утверждающие, что нет никакого вреда для иудеев после пришествия Господня веровать в Господа, соблюдая вместе с тем заповеди закона, оскверняют отца и сына чрез одно и тоже любодеяние. Они также связывают одежды свои веревками и делают завесы при жертвеннике, заслоняя ими веру Христову. Ибо все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. гл. 3); а они, связав одежды свои вервиями грехов, выставляют их пред глазами видящих, чтобы не были видимы их мерзости и чтобы смотрящие на жертвенник не замечали их блудодейства. Поэтому и апостолы покрыли молодого осла своими одеждами (Мф. гл. 21), чтобы мягче было сидеть Господу и чтобы Он попирал путь, покрытый законом и пророками. Еретики же, наоборот, не расстилают одежд своих под стопы Спасителя, но связывают их при жертвеннике, чтобы прикрывать ими свои грехи и чтобы пить вино, [добытое] клеветою, или [вино] осужденных, которые осуждены потому, что вышли из церкви. Это – вино содомлян, ярости драконов и аспидов, такое, пьющий которое не может получить исцеления. Пьют же они вино не в доме Божием, в котором этот храм и Иерусалим, но в доме бога своего, которого они создали себе искусством слова.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.

Тертуллиан

Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий

Иисус мог быть предан и кем-то из внешних, так что не были бы исполнены слова псалма: Который ел хлеб мой, поднял на меня пяту (Пс 40:10). Его могли предать и без вознаграждения, ибо что за нужда в предателе в случае с Тем, Кто предлагал Себя открыто при народе и мог быть так же легко взят силой, как и обманом? Но это подошло бы другому Христу - не Тому, Кто исполнил пророчества. Ибо написано: продают правого за серебро (Ам 2:6). И количество и судьба денег, которые по раскаянии Иуды были отданы на покупку земли горшечника, были, согласно Евангелию от Матфея, ||исполнением предсказанного Иеремией: И взяли тридцать серебренников, цену Оцененного, и дали их за землю горшечника|| (Мф 27:9)

Против Маркиона.

Лопухин А.П.

Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного - за пару сандалий.

Возвещение суда Божья Израилю и обличение преступлений его

Со ст. 6-го пророк обращается к Израилю, который и является предметом всех дальнейших речей его. Израилю пророк поставляет в вину нарушение прав бедняков, нарушение нравственных законов и осквернение мест общественного богослужения. - Продают правого (zadik) за серебро, и бедного за пару сандалий: пророк говорит о судьях, или вообще о сильных людях, которые из-за корысти нарушали права других (zadik - правый в смысле юридическом) и из-за пары сандалий, из-за ничтожного долга (Лев XXV:39) продавали должника.