Толкования на Ам. 2:13

Свт. Григорий Двоеслов

Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами

Поскольку жизнь плоти есть трава - как написано: всякая плоть есть трава (Ис 40:6), - тем, что Господь принимает жизнь плоти, Он уподобляет Себя телеге, везущей сено. Для Него, скрипеть под тяжестью сена - значит нести со стенанием тяготы и беззакония грешников. Следовательно, когда Он применяет к Себе столь неподобающие подобия, нам следует со всей тщательностью уяснить себе, что некоторые такие вещи иногда говорятся о Боге относительно результата Его действия, иногда же - для обозначения сущности Его величия.

Моралии на Книгу Иова.

Свт. Кирилл Александрийский

Сего ради, се, аз повращу под вами, якоже вратится колесница полна тростия

У древних народов обыкновенно перевозилось на колесницах все, что собираемо было с полей и наполняло гумно. Этот обычай сохраняется и до сих пор у народов, живущих на востоке и западе. Колеса вертятся около осей, между тем как деревянные части колесницы издают резкие и неприятные звуки и как бы кричат от наложенных на них тяжестей. Итак, Я сам, говорит Владыка всяческих, буду как вращающее в колеснице, то есть, ось, (потому что Он Сам, как я сказал, будет вращать крепкие и хорошо прилаженные колеса), и возопию, как уже не могущий более выносить тяжести грехов людей нечестивых; ибо они отвергли закон Господа и не сохранили повелений Его, но ввели их в заблуждение суетная их, которые сделали отцы их, забыли Меня, выведшего их из Египта, отвергшего Аморреа от лица их, взявшего из сынов их в пророки и из юношей их во освящение. Я оказывал им честь, а они дошли до такого безумия, что «ризы своя связующе ужами, завесы творяху держащыяся требища и вино от оболгании пияху в дому Бога своего» и поили вином освященных, а пророкам приказывали и говорили: не пророчествуйте. Посему как бы обремененный такими вашими беззакониями, подобно оси в колеснице, наполненной соломой и снопами, буду издавать весьма громкий крик. Какой вред будет от этого или какие опять бедствия случатся с ними, тотчас объясняет в следующих словах.

Толкование на пророка Амоса.

Прп. Ефрем Сирин

Се Аз сгнету вас, якоже сгнетается колесница полна тростия. Как колесница, обремененная великою тяжестью положенного в нее, издает скрип, так будете вопиять и вы от лица утесняющих вас. И как колосья, привезенные на гумно, непременно будут обмолочены, так не избавится от наказания никто из вас - ни скорый, ни крепкий.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 13-16 Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами, - и у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей, и храбрый не спасет своей жизни, ни стреляющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни. И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь

Между тем как Я оказывал вам благодеяния, и вывел вас из земли египетской и истребил пред вами Аморрея, чтобы вы обладали землею его, и избирал пророков из сыновей ваших и назореев из юношей ваших, вы поили назореев Моих вином и говорили пророкам: не пророчествуйте. Поэтому, подобно телеге, нагруженной соломою или сеном и издающей скрипение и шум на большом пространстве, Я, не вынося более наших грехов и предавая [вас], как солому, на сожжение, возглашу и скажу: не станет силы бежать у проворного, под которым евреи разумеют Иеровоама, сына Наватона, который прежде бежал в Египет (3 Цар. гл. 11). Но мы должны понимать здесь не самих князей, а семейства и потомство их. И сильный не удержит силы своей; под сильным разумеют Ваасу (Ваsаu), который был весьма воинственным (3 Цар. 15). И крепкий не спасет жизни своей: здесь разумеют Амврия (Аmri или Оmri). И стреляющий из лука не устоит или не выдержит: полагают, что это сказано относительно Ииуя, сына Намсиева, который стрелою поразил Иорама, царя израильского (4 Цар. гл. 9). И быстроногий не спасется: разумеют Менаима (Маnahen), который тщетно поспешил отправить дары царю ассирийскому (4 Цар. гл. 15). И сидящий на коне не спасет своей жизни: под ним разумеют Фавея, сына Ромелиина, который, соединившись с Арамом, то есть с Сириею, опустошил большую часть Иудеи при царе Ахазе (4 Цар. гл. 16). И твердый духом среди храбрых убежит нагой в день тот, говорит Господь. Один только Осия, который был последним царем десяти колен и который старался возвратить блуждавший народ к служению Богу (4 Цар. гл. 18), как бы нагой уйдет от пожара. Нагим же он называется потому, что при нем десять колен были взяты в плен. Так думают евреи, и как это было передано ими нам, в таком же виде мы с точностию изложили это для наших. Теперь возвратимся к нашему [толкованию]. Бог угрожает, что под ними будет вращаться телега (или как бы телега), нагруженная сеном или соломою, чтобы сено и солома их, как не имеющих пшеницы, собираемой в житницы, были сожжены огнем. Это то сено, о котором пророк говорит: да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше (Пс. 128:6), и: всяка плоть сено (Ис. 40:6). Что касается соломы, то это та, сожжение которой горько оплакивает пророк, говоря: у люте мне! понеже бых яко собираяй сламу на жатве и яко пародок в объимании винограда, не сущу гроздию, еже ясти первородная. У люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющего в человецех несть; вси во кровех прятся (Мих. 7:1–2). Это те сено и солома, о которых и апостол говорит: дрова, сено, тростие: когождо дело явлено будет (1 Кор. 3:12–13), ибо в день Господень оно в огне откроется. Под вращающейся телегою разумеется та, о которой мы у Исаии читаем: поперется Моавитида, якоже топчут ток колесницами (Ис. 33:10), и в другом месте он говорит: сделаю тя аки колеса колесничная новая с остреями аки пила, и сотреши горы и изтончиши холмы (там же 41:15), и после сотрения гор и холмов, у проворного не будет силы бежать, как говорит Павел: не весте ли, яко текущии в позорищи, вси убо текут, един же приемлет почесть? (1 Кор. 9:24) и в другом месте: течасте добре: кто вам возбрани не покарятися истине? (Гал. 5:7) Поэтому, опаcаяcь за себя, он говорит: не зане уже достигох или совершихся, гоню же, аще и постигну, о немже и постижен бых от Христа (Флп. 3:12). Все это он делал для того, чтобы у проворного не исчезла сила бежать. Поэтому, достигнув уже цели и получив награду за победу, он спокойно говорил: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия, не токмо же мне, но и всем, возлюбшим явление Его (2 Тим. 4:7–8). Если мы будем бежать быстро, то грех будет бессилен уловить нас; а если зло свяжет ноги наши, то мы вместе с пророком скажем к Господу: камо пойду от духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? (Пс. 138:7). Поэтому о худо бегущих апостол говорит: [победа зависит] ни от хотящего, ни от текущего, но от милующего Бога (Рим. 9:16). Далее следует: и сильный не удержит силы своей, – не потому, что он силен, а потому, что хвастается своею силою, или же [здесь идет речь о том], кто надеется на свою силу, а не на милость Божию, подобно тому, как написано: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу (1 Кор. 1:19), не в том смысле, что может погибнуть истинная мудрость и быть отвергнуто разумение истины, а в том, что погибнет мудрость тех, которые сами считают себя мудрыми и надеются на свою ученость. Также крепкий или воитель, который не спасет жизни своей, есть тот, кто не обладает всеоружием апостольским, имея щит, но не [щит] веры, препоясав чресла, но не истиною, облекшись в броню, но не [в броню] праведности, взяв меч, но не [меч] спасения (Еф. гл. 6). Подобного рода воитель не приготовляется к священной войне и не может вести брани Господней, ратоборствуя за ложь против истины. Такой воитель не может сказать: благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение и персты моя на брань, милость моя и прибежище мое (Пс. 143:1–2). Еретики имеют и стрелков, которые, тщетно натягивая лук, не могут устоять против стрелы Господа, говорящего чрез Исаию: я как стрела избранная в колчане Господнем (Ис. 49:2). Это те стрелки, о которых и Давид говорит: се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем (Пс. 10:2). И быстроногий, говорит [пророк], не спасется, то есть: кто вследствие своих хитроумствований перебегает от одних свидетельств Писания к другим и путем ораторского красноречия и диалектических софизмов старается истребить истину, тот запутается в этом и падет, потому что он надеется не на Бога, а на свои ноги. Также сидящий на коне не спасет жизни своей, – не обращающий внимания на сказанное пророком: ложь конь во спасение (Пс. 32:17), и не знающий написанного: воздремаша вседшии на кони (Пс. 75:7). Он не спасет жизни своей, но погибнет и услышит [слова]: сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти биша и падоша, мы же востахом и исправихомся (Пс. 19:8–9). Также твердый духом среди храбрых убежит нагой. Это место можно изъяснять двояко: или потому он мог убежать, что совлек с себя ветхого человека и кожаные одежды грехов и не был обременен никакою тяжестию, или же, так как он наг и утратил одеяние Христово, о котором у апостола говорится: облецытеся Иисус Христом (Рим. 13:14), и в другом месте: аще точию облекшеся не нази обрящемся (2 Кор. 5:3), то никакой пользы не принесет ему его сила, и в день битвы и брани он будет убегать от преследователей и, будучи бессилен без всеоружия апостольского противустать врагам, обратится в бегство пред ними.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.

Лопухин А.П.

Ст. 13-16 Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами, - и у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей, и храбрый не спасет своей жизни, ни стреляющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни. И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь

Ст. 13-й переводится и понимается комментаторами различно, так как слово meik («придавлю») представляет apax legom. У LXX и в слав. «се, аз повращу под вами, якоже вратится колесница полна тростия». У новых коммент. «вот я заставлю трястись землю под вами, как трясется колесница, полная снопов» (Новак, Гоонакер).

В ст. 13-16 пророк возвещает суд над Израилем. Образы, которыми пользуется пророк в описании суда, имеют в виду указать на тяжесть и неотвратимость бедствия. О каком именно бедствии говорит пророк, неясно. Полагают (Юнгеров), что пророк возвещает страшное землетрясение, о котором он неоднократно говорит в своей книге (I:1; IV:11; VIII:8; IX:5). Древние раввины относили слова пророка к царям израильским - Иеровоаму, Ваасе, Амврию, Факею и Осии.