Толкования на Ам. 3:1

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-2 Слышите слово сие, еже глагола Господь на вы, доме Израилев, и на все племя, еже изведох из земли Египетский, рекий: вас точию познах от всех племен на земли, сею ради отмщу на вас вся грехи ваша

Эти слова могут быть понимаемы в отношении ко всему Израилю, – не к отдельно взятому Иуде и Ефрему, но к целому народу, как бы собранному во едино, ибо из Египта были выведены все колена Израиля. Поэтому всем, не исключая никого, повелел внимать словам Божиим. Какие же это слова? По всей вселенной, говорит, существуют многие тысячи городов и стран и неисчислимо количество их жителей. Но из всех их вас одних, Израильтяне, Я сделал избранниками Своими, явил Себя многочисленными чудесами, избавил вас от горького и невыносимого рабства, сделал вас достойными соревнования и треблаженными, руководил вас при помощи закона к угодному Мне, как бы стеною оградил вас Своею помощию, ввел в землю, обещанную отцам. Но поелику, говорит, вы одни, из всех народов удостоенные столь славных даров, непрестанно огорчали и разнообразно прогневляли Меня; то напоследок Я потребую от вас отчета за ваше безумие; не потерплю еще ваших грехов и не оставлю без наказания вашего возвращения к ним. Итак, презрение к Богу и пренебрежение божественной воли в конце концов служит причиною погибели всякому, кто познал Его или сам был познан Им по образу духовного свойства. Посему премудрый Павел призванным чрез веру, но потом опять подвергшимся расслаблению и как бы готовым возвратиться к прежнему, язычникам, пишет, говоря: «ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощные и худые стихии, имже паки свыше служити хощете» (Гал.4:9)? Создатель знал их и прежде их обращения; ибо Он ведает решительно всесуществующее; но упоминаемое в сих словах познание, как я сказал, очень хорошо указывает на духовное свойство.

Толкование на пророка Амоса.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1-2 Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши

Пророческая речь обращается к сынам Израилевым, а кто эти сыны Израилевы, это показывает следующий стих: на все, говорит, племя, которое Я вывел из земли египетской, что мы должны относить не только в десяти коленам, но и во всем двенадцати, с присоединением Иудина и Вениаминова. Ибо всех их Он вывел из земли египетcкой, и говорит: только, или, как Симмах перевел, одних вас признал Я из всех племен земли. Так как одних вас признал Я, Творец всех, и принимал вас за Свой собственный народ, то одним вам воздам Я за все грехи ваши. Ибо силнии силне истязани будут, малый же достоин есть милости (Прем. Сол. 6:6). И у Иезекииля читаем: от освященных Моих начните (Иез. 9:6). Говорится также, что суд Божий начнется с дома Его (1 Пет. 4:17). Это сказано нами пока применительно к историческому толкованию. Но так как под слушанием в Священных Писаниях разумеется не только то, которое совершается посредством телесных ушей, но также то, о котором Господь говорит, имеяй уши слышати, да слышит (Лк. 8:8), вследствие чего и вси людие зряху глас Божий (Исх. 20:18); то слово Господне обращается собственно к тем, которые умом видят Бога, которых Он избавил от земли египетской и от власти фараона (чтобы они не находились в порабощении глине и соломе, строя города египетские) и которых Он признал из всех племен земли, как говорит апостол: ныне же познавше Бога, паче же познани бывше от Бога (Гал. 4:9), и в другом месте: кто не знает, тот не будет признан (1 Кор. гл. 14). Таким образом, не всех признает Бог, а тех, которые достойны этого, как говорит Он в Евангелии: отступите от Мене вси делателие неправды, не вем вас (Лк. 13:27). Так как они делатели неправды, то Бог не признает их. Поэтому же Он говорит: так как одних вас признал Я и принимал за своих, то посещу вас за все беззакония ваши. Егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12:6). И прекрасно сказал: посещу, а не накажу, потому что наказание Божие есть посещение и врачевание. И за все, говорит, беззакония или грехи ваши посещу вас, чтобы ничто не осталось без наказания и чтобы все получило исцеление.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.