Толкования на Ам. 4:6

Свт. Кесарий Арелатский

Ст. 6-7 За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь. И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал

Если мы не в состоянии собирать духовные плоды своими трудами, то достаточно нам хотя бы уметь распоряжаться тем, что священным усердием и самой пламенной любовью собрано у других. А поскольку Господь грозит из-за людских прегрешений: проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя (Ам 4:7), то с великой осторожностью мы должны стремиться к тому, чтобы не стать тем городом, на который дождь Слова Божия не сходит вовсе, или же с большей задержкой, или реже. Ведь нет никакого сомнения, что каковы плоды земные, когда не орошаются, таковы плоды души, которым тяжело достается роса или дождь слова Божия.

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 6-8 Аз же дам вам оскомину зубом во всех градех ваших, и недостаток хлеба в местех ваших: и не обратистеся ко мне, глоголет Господь. И удержах дождь от вас прежде триех месяцев жатвы, и надождю на един град, а на един град не надождю: часть едина надождится, и часть, на нюже не надождю, изсохнет: и соберутся два и три града во град един пити воду, и не насытятся, и ниже тако обратистеся ко мне, глаголет Господь

Опять слово предусмотрительно упреждает тех, которые привыкли порицать и несмысленно, по крайнему безумию, говорить хулу на присущую Богу благость. За что, могут ведь сказать, Бог, хотя Он по природе благ, налагает на Израильтян наказание столь суровое и весьма несносное и объявляет, что они впредь подлежат жестокому гневу? Посему Он здесь же показывает, что сначала поражает грешников снисходительнее, не ради наказания их, но по естественному человеколюбию направляя их к Себе и как бы бичом и тяготою обращая к решению поступать лучше. Так, когда они оказались в том положении, о котором я сказал, и уже дошло до нестерпимого нечестия, тогда Он вразумлял их оскоминою зубов, а также недостатком хлеба, то есть голодом. И не обратистеся ко мне, глаголет Господь; удержах от вас дождь прежде трех месяцев сбора плодов (особенно винограда – (τρυγήτου) или, как лучше передают Евреи, жатвы (т. е. хлебов – θερισμοῦ). Удобнее прежде трех месяцев жатвы (θερισμου), потому что орошение особенно нужно и необходимо для вызревания посевам. А недостаток воды был такой, что по суду и определению всеведущего Бога один город орошался дождем, другой страдал от засухи, затем два или три собирались в один, но и в таком случае все-таки испытывали жажду. И не обратистеся ко мне, глаголет Господь.

Потерпеть это пришлось Израильтанам и символически и исторически. Именно, как сказал ученик Спасителя, «Илиа человек бе подобострастен нам», и по молитве его не было дождя «лета три и месяц шесть» (Иак.5:17). И в Самарии был такой страшный голод, что ослиную голову продавали за много динариев (4Цар.6:25). Также и во времена Иеремии пророка Бог всяческих удержал дождь, посему и вел речи о бездождии, говоря: «рыдала Иудеа, и врата ея разрушишася, и вопль Иерусалима взыде, и вельможи» их «послаша менших своих к воде: приидоша на кладязи, и не обретоша воды» и прочее (Иер.14:2–3 и дал.) Итак за то, что Израильтяне безмерно нечествовали, Бог удержал дождь и во всех их городах дал оскомину зубом и недостаток хлеба.

Но, как я сейчас сказал, мы найдем, что они страдали и духовно. Пищею и питьем для земного тела служат произведения земли и чувственная вода, а душа человека питается божественными и небесными словами: для нее духовная струя и источник, орошающий духовно есть Боговдохновенное писание, излагающее тайну Христову. Но как зубы, если получат оскомину, становятся менее пригодными к тому, чтобы откусывать и размельчать пищу, так и ум человеческий, ниспав до состояния бессилия и заболев недугом лености, не может достигать духовного ведения или переварить что-либо, относящееся до умозрений весьма утонченных. Так, одебелело сердце Израиля: он ни мало не уразумел тайны Христовой. Посему-то они терпят нужду в духовных хлебах и недостаток воды, потому что не имеют питающего Слова, сшедшего с неба и дающего жизнь миру (Ин.6:33), орошающего души благодатию Духа, (не имеют) живого источника – Сына от Бога Отца, утешения от закона и пророков; ибо, как говорит пророк Исаия, «облаком» заповедал, «еже не одождити на него дождя» (Ис.5:6).

Толкование на пророка Амоса.

Прп. Ефрем Сирин

Аз же дам вам оскомину зубом; потому что вы вкушали блага; но за благодеяние сие не благодарили, и Подателя не прославили.

Блж. Иероним Стридонский

За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь

См. Толкование на Ам. 4:4

Лопухин А.П.

За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь

Невнимание Израиля к божественному вразумлению

Пророк с 6 ст. указывает на те бедствия в прошлом, которыми Господь желал обратить Израиля, и прежде всего упоминает о голоде. За то и дал Я вам голые зубы, с евр. собств. чистоту зубов, nikjon schinnaim. Редко употребляющееся слово nikjon (чистота) и обыкновенно имеющее смысл нравственный (Быт XX:5; Пс XXVI:6; LXXIII:13) древние переводчики в рассматриваемом месте передают различно: зубная боль (LXX и Акила - gomfiasmoV), оскомина (Иероним - stupor). Образное выражение «дал вам чистоту зубов» указывает на голод, когда нечего есть, так что «в зубок не завязнет и крохи пищи» (блаж. Феодорит).