Толкования на Ам. 4:11

Свт. Кирилл Александрийский

Разорих вы, якоже разори Бог Содому и Гоморру, и бысте якоже главня исторжена из огня: и ниже тако обратистеся ко мне, глаголет Господь

Не видя, говорит, в вас никакого исправления, к Своим прещениям присовокупил Я еще более того ужасное и обнаружил в Себе более пылкое негодование на вас: разорих якоже Содому и Гомору, и не обратистеся. Кажется, здесь указывает нам на окончательное разрушение Иерусалима во времена Иеремии рукою Навуходоносора, который взял всю Иудею, сжег самый Иерусалим и соседние с ним города и селения и, разорив самый храм Божий, обратив уцелевших во время войны в военнопленных, с блеском и победоносно возвратился назад домой вместе с пленниками, которые едва-едва вернулись в Иудею: когда над ними исполнились годы, числом семьдесят, ибо, как я говорил, Кир, взяв Вавилон, освободил из плена оставшихся и уцелевших Израильтян. Посему, говорит, стали вы как головешка полусгоревшая и сохраняющаяся лишь в немногих останках. Таким образом, если Бог наказывает строго за нерадение, то для утративших чувство будет причиною еще более отяготительных бедствий их непрестанное уклонение от долга к тому, чтобы совершать и мыслить что не должно. Действительно, как пресекающие болезни телесные и выработавшие в себе опытность врачевания менее чувствительные раны очищают острыми и резкими лекарствами и, уменьшая плотность находящейся в них нечистоты, заставляют уступить пособиям искусство, таким же образом Бог нечувствительным к малому наносит удары гораздо более тяжкие, наступление которых, конечно, может заранее предотвратить тот, кто мудр и рассудителен.

Толкование на пророка Амоса.

Прп. Иоанн Кассиан

Производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня,- и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь

Не получат лечения посредством временных наказаний те, которые, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф 4:19), и которые ожесточением своего сердца и склонностью к грехам превышают способ очищения в этом кратком веке и меру наказания в настоящей жизни. К таковым слово Божие с укоризной взывает через пророка Амоса…

Собеседования.

Блж. Иероним Стридонский

Производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня,- и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь

После того как Он послал смерть на пути египетском, и поразил юношей их мечом, и истребил коней и сделал то, что смрад от стана поднимался в ноздри их, и они при всем том не обратились к Нему; то последним средством исправления по отношению в десяти коленам, еретикам и всем грешникам служит то, что Бог производит среди них истребления, подобно тому, как Он истребил Содому и Гоморру. Когда среди них будут совершаться истребления, подобно тому как в Содоме и Гоморре, которым они были подобны по преступлениям, и божественный огонь истребит у них здания зла, то сами они спасутся, как головня, выхваченная из огня. И как Лот, при истреблении Содома, спасся, утратив имущество и часть своего тела, под которою мы разумеем жену (Быт. гл. 19), так и все они, утратив богатство содомлян, спасутся сами нагими, согласно с тем, что мы читаем у апостола: егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет. А егоже дело сгорит, отщетится, сам же спасется, такожде якоже огнем (1 Кор. 3:14–15). Таким образом, кто спасается среди огня, тот выхватывается из огня, как головня. Такого рода людей Господь обличал в Евангелии, говоря: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили (Ин. 8:39). И Иоанн Креститель им говорил: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущего гнева? Сотворите убо плод достоин (или плоды достойные) покаяния. И не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама; глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму (Мф. 3:7–9). Потому и среди Израиля и среди всех еретиков, как имевших дела Содома и Гоморры, производятся истребления, как в Содоме и Гоморре, чтобы они спаслись подобно головне, выхваченной из огня. Это именно означают и слова пророка: Содома возвратится в прежнее состояние свое (Иез. 16:55), так что тот, кто по своим порокам стал содомлянином, возвратится в прежнее свое состояние, когда в нем сгорят дела Содомы.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.

Лопухин А.П.

Производил Я среди вас разрушения, как разрушил Бог Содом и Гоморру, и вы были выхвачены, как головня из огня, - и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь

Пророк говорит о бедствиях землетрясения, может быть того, о котором он упоминает в I:1 своей книги.