Толкования на Ам. 5:3

Свт. Кирилл Александрийский

Понеже сия глаголет Господь Бог: град, из негоже исхождаше тысяща, останется (в нем) сто: и из негоже исхождаше сто, останет (в нем) десять дому Израилеву

В этих словах весьма ясно указывает, каким образом падет она: безлюдными, говорит, останутся города от того, что война истребит жителей, и бедствие доведет до того, что в них едва останется десятая часть, так как сами оскорбители посвящали «в треденство десятины» (Амос.4:4) нечистым демонам, то и они останутся едва в десятой части, потому что Бог как бы отплатит за прегрешение и за их нечестия воздаст равномерным наказанием. Итак, страшно быть наказанным во гневе (Пс.6:2). Поэтому-то пророк и умолял Бога, говоря: «накажи нас, Господи, обаче в суде, а не в ярости, да не умаленых нас сотвориши» (Иер.10:24).

Толкование на пророка Амоса.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева

См. Толкование на Ам. 5:1

Прп. Максим Исповедник

В городе, из которого выступила тысяча, останется сотня, а в городе, из которого выступила сотня, останется десяток

Поскольку общая сумма содержит в себе четыре десятки (ибо первая десятка из единиц, сама же десятка тоже одна [десятая], но для сотни, сотня — одна [десятая] для тысячи, а тысяча — одна [десятая] для десяти тысяч) — так вот, так как число добродетели, прибывая, умножается и воспринимает прибавление, то, я полагаю, из чисел явствует следующее: кто так преуспел в [исполнении] десяти заповедей, что каждая заповедь заключается в остальных, тот, умножив их на десять, достиг сотни и, подобно Сарре, воспринял в прибавление букву «р». Тот же, кто при этом преуспел и в знании — тот, умножив на десять сотню, достиг тысячи. Поскольку же и это изречено пророком в форме проклятия, то это означает [следующее]: достигший в добродетели уровня сотни, [если проявит] нерадение, низводится и доходит до десятки. Таким же образом от сотни, [достигнутой] в делании, человек нисходит к простому соблюдению заповедей по обычаю, иначе говоря, исполняет их по-иудейски.

Вопросы и затруднения.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева

Слово Божие приводит причины, по которым дом Израилев не восстанет после своего падения, и заблуждающая или поверженная на землю дева Израилева не найдет никого, кто поднял бы ее: в том городе, говорит, из которого выступали тысяча [человек], останутся сто, и в том, из которого выступали сто, останутся десять у дома Израилева, так что там, где было множество людей, останется, вследствие чрезвычайного опустошения, едва десятая часть. Но не будем останавливаться только на буквальном смысле, а коснемся и таинственного значения чисел. Что седмеричное число священно, это доказывает и суббота, в которую Бог почил от всех дел Своих (Быт. гл. 2). Он также повелевает никакой работы не работать в этот день кроме того, что относится к душе, и не носить никакой тяжести. Поэтому и в пустыне тот, кто собирал в субботний день дрова, которые должны сгореть, был осужден по определению Божию (Числ. гл. 15). И семь седмиц составляют число святой Пятидесятницы, и юбилейный год отпущения и звучащих труб образуется из этого числа. Также в седьмой месяц ставятся кущи, и еврей, шесть лет бывший рабом, в седьмой год должен получать свободу. Это знали и светские философы и врачи. Самый красноречивый и самый ученый из них, Гален, написал по три книги Κρισεων καί τῶν κριτικων ημερῶν (О кризисах и критических днях), в которых, указывая на значение седмеричного числа, говорит, что самые сильные лихорадки ослабляются в седьмой день и если находится так много вредной влаги и мокроты, что она не могла быть поглощена жаром в первую седмицу, то ждут последнего дня второй седмицы, то есть четырнадцатого. Если его пересилить, – говоря словами Гиппократа, – νοσο (болезнь), то переходят к двадцать первому дню, то есть к концу третьей седмицы. Таким образом, от начала мира и со времени создания дней седьмое число служило для успокоения от трудов и тягостей. Поэтому и пленение народа израильского и разрушение храма завершились в семидесятый год опустошения, и семь блуждающих звезд называются по числу дней. О таинственном значении этого числа подробно говорит Туллий [Цицерон] в „Сне Сципиона“; [этот вопрос рассматривается] также в весьма темной книге Платона „Тимей“, которая не сделалась более ясною даже от златых уст Цицерона. Но как седмеричное число имеет таинственное значение, так священное и совершенное и, так сказать, истинное число есть то, в котором сохраняется единство и которое заключает в себе величие единого Бога. Поэтому Сын говорит: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин. 14:10), и желая, чтобы все были едино с Отцем, Он обращается к [Отцу] с словами: Отче! как Я и Ты едино, так и они да будут в Нас едино (Ин. гл. 17). Таким образом, первая степень блаженства состоит в том, чтобы быть в первом числе, то есть в едином и истинном; вторая – во втором, то есть в десятеричном; третья – в третьем, то есть в сотенном. Ибо как десяток завершается десятою единицею, так сотня образуется из десяти десятков. Четвертое число, то есть тысяча, состоит из десяти сотен. Поэтому тот, кто принес покаяние, из тысячного или четвертого числа едва возвращается к сотенному или третьему числу; а кто принадлежал к сотенному, тот едва может возвратиться ко второму числу или первому десятку. Вот почему дом Израилев после своего падения не может восстать, и дева Израилева, впадши в заблуждение, не может на земле найти никого, кто поднял бы ее. Ибо кто раз отступил от единства и утратил славу чистейшего девства (о котором апостол говорит: ревную бо по вас Божиею ревностию, и обручих вас единому мужу деву чисту представити Христови, не имущу скверны или порока, – 2 Кор. 11:2; Еф. 5:27); тот не может снова получить прежнее состояние и блаженство единения; для него едва будет возможным возвратиться от тысячи к сотне и от сотни к десятку. Это я вкратце сказал для того, чтобы не казалось, что я совершенно уклонился от иносказательного толкования этого места, по причине трудности, представляемой числами.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.

Лопухин А.П.

Ибо так говорит Господь Бог: город, выступавший тысячею, останется только с сотнею, и выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева

В ст. 3-м указывается основание плачевной песни пророка в предстоящем Израилю крайнем умалении числа жителей царства. Город, выступавший (hajjozeth) тысячею: гл. jazah (выступать) обозначает выступление на войну. Уменьшение количества воинов, выставляемых городами, в 10 предполагает соответственно уменьшение и всего вообще населения страны. Последующая история десятиколенного царства подтвердила слова пророка (4 Цар ХIV:26; XVII:26).