Толкования на Ам. 5:4

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 4-6 Понеже сия глаголет Господь к дому Израилеву: взыщите мене, и поживете: а не взыскуйте Вефиля и в Галгалу не входите и ко кладязю клятвы не ходите, яко Галгала пленяема пленится, и Вефиль (будет) аки не быв. Взыщите Господа, и поживете, яко да не возжжется яко огнь дом Иосифов, и пояст его, и не будет угашающаго дому Израилева

Опять не допускает грешников впасть в отчаяние, хотя они и виновны в страшных и нетерпимых прегрешениях, но, уловляя в покаяние, дает обещания от имени Бога. Посему естественно изображает Его теперь обещающим отпустить им провинности и освободить от наказания и страхом пред ним, ибо Зиждитель но естеству благ, «долготерпелив и многомилостив, и раскаяваяйся о злобах», как написано (Иоил.2:13), и, как Сам Он говорит чрез Иезекииля, не хочет «смерти грешника, но еже обратитися ему от пути зла и живу быти ему» (Иез.18:23). Посему, если вы дорого цените жизнь и это представляется вам предметом достоприятным, то перестаньте обманываться и, отстранившись от столь продолжительного уныния, взыщите мене, говорит: то есть служите Мне, по естеству Богу, животворящему, могущему спасти и поставляющему чтителей Его вне всякого зла. Но наперед, говорит, должно очистить себя, извергнув из своей души скверну отступления, – предварительно уничтожить хорошенько нечистоту заблуждения и таким образом прилепиться к Богу. Что же именно надлежало делать обратившимся к покаянию, уясняет, говоря: не взыскуйте Вефиля, и в Галгалу не входите, и ко кладязю клятвы не ходите. Кладязем клятвы называет Герару. Это – город Филистимлян или Палестинян: после того как Авраам и Авимелех поклялись взаимно и заключили между собою мирный договор при колодце, город и был тогда переименован в Кладязь клятвы. И Галгал, и Вефиль, и, конечно Герара были города сильно расположенные к нечестию и доставлявшие обольщаемым многовидные соблазны. По необходимости повелел удаляться от них, включив в речь и угрозу, чтобы всячески побудить к доброму. Исчезнут, говорит, и Вефиль, и прочие города: один пойдет в плен к врагам, другой будет сожжен так, что можно будет подумать, будто его никогда и не было. Итак, говорит, нужно искать Бога, чтобы жить, прежде чем возблистает дом Иосифов, и пояст его, и не будет угашающего. Возблистает говорит вместо загорится, а домом Иосифом называет Ефрема, или жителей Самарии, потому что Ефрем и Манассия произошли от Иосифа. Так и когда именует их Израилем, мы разумеем, что по отцу названы его потомки, равно и в том случае, если назовет Иосифа, понимай одинаковым образом. Итак, прекрасное дело покаяние, отвращающее кары, прекращающее движения гнева, избавляющее ревнующих о нем от прещений Владыки и освобождающее нас от всякой напасти.

Толкование на пророка Амоса.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы

Бог есть источник вечной жизни, радости и блаженства. Без Бога нет счастья для человека. Кто уходит от Бога, он уходит от радостей земных и небесных… А жизнь земная без Бога своей пустотой и постоянной тревогой сама направляет нас к Богу. Ищи Господа, человек заблудший! Ты найдешь Его и получишь истинный покой и счастье!..

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4-5 Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто

В Писаниях обыкновенно к неблагоприятному всегда присоединяется радостное, и после строгих угроз Бог призывает тех, которых Он устрашал, к покаянию, подобно тому, как мы читаем у Исаии: Увы, язык грешный, людие исполнени грехов, семя лукавое, сынове беззаконнии (Ис. 1:4). И сказав: земля ваша пуста, гради ваши огнем пожжени, страну вашу пред вами чуждии поядают (там же, ст. 6), Он делает им утешительные обещания: измыйтеся, чисти будите, отъимите лукавства от душ ваших, научитеся добро творити, взыщите суда, судите сиру, оправдите вдовицу, и придите, истяжимся, глаголет Господь (там же, ст. 16–18). Как у Исаии Он ободряет милостивыми словами тех, которых устрашал гласом строгости, так и у этого пророка Он [поступает] в отношении к тем, которым сказал: дом Израилев пал и не восстанет более, дева Израилеви заблудилась на земле, и некому поднять ее. Теперь он говорит не им, а говорит дому Израилеву, то есть десяти коленам, (или дом Израилев, то есть десять колен), взыщите Меня и живы будете, потому что вы стали мертвыми вследствие того, что не искали Меня. И когда вы будете искать, то найдете, а когда найдете, живы будете. И не ищите Вефиля, в котором был золотой телец, и Галгала, места идолослужения, о котором Я и выше сказал: вся злобы их в Гамалех (Ос. 9:15). И не ходите в Вирсавию. Вполне справедливо сказал: не ходите в Вирсавию, то есть к колодезю клятвы, потому что если где колено Иудино впадало в заблуждение, то оно обыкновенно поклонялось идолам. Но Израиль настолько увлекался идолослужением, что, не довольствуясь своими идолами, ходил к чужим. Далее говорится: Галгал будет отведен в плен и Вефиль будет бесполезен или обратится в ничто, когда будут разрушены в нем идолы. О Вирсавии совершенно умалчивается; потому что после поражения десяти колен город, называвшийся Вирсавиею и принадлежавший в то время к колену Иудину, не был ни взят в плен, ни разрушен. При этом нужно заметить, что Семьдесят толковников в настоящем месте перевели [собственное] имя Вирсавия чрез слова колодезь клятвы, но далее они поставили самое, имя: жив бог твой, Дан, и жив путь в Вирсавию (Ам. 8:14). Они сказали о пути в Вирсавию потому, что из Израиля совершали для служения идолам длинный путь к крайним пределам Иудеи, которые находились в Гераре и соприкасались с пустынею Египетскою. Это то место, в котором жил Авраам, и так как он и Авимелех, дав семь овец, поклялись взаимно при заключении союза, то оно было названо колодезем клятвы или колодезем семи по числу семи овец (Быт. гл. 21); ибо «sabe» означает и то, и другое. В иносказательном же смысле повелевается дому Израилеву, то есть тем, которые тщеславятся знанием Бога, не искать Вефиля, и не входить в Галгал и не ходить или не подниматься к колодезю клятвы, но более искать Бога и жить в Нем. Ищут же Вефиля, что означает дом Божий, те, которые говорят: храм Господень, храм Господень (Иер. 7:4), и надеются на здания, о которых Господь говорил ученикам: приидут дние, в няже не останет камень на камени, иже не разорится (Лк. 21:6). Входят в Галгал те, которые после пришествия Христова снова желают обрезываться. Ибо в Галгале во второй раз был обрезан народ. Отсюда это место получило и самое название, потому что Господь снял с них посрамление египетское (Нав. гл. 5). И не ходите, говорит, в Вирсавию или к колодезю клятвы: не смотрите, как на пределы Иудеи, на те, которые некогда в буквальном смысле обещало Писание, от Дана до Вирсавии, и не говорите более к пророкам: ведом во Иудеи Бог, во Исраили велие имя Его (Пс. 75:2); но слушайте то, что сказано об апостолах: во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их (Пс. 18:5; Рим. 10:18). Ибо Галгал, то есть обрезание плоти, будет пленено истинным обрезанием сердца, и Вефиль, который вы считаете домом Божиим, обратится в ничто или лучше, по моему мнению, будет бесполезен, то есть «аvеn», так что будет называться не домом Божиим, но домом бесполезным или [домом] идола. Иначе: ищет Вефиля тот, кто следует только букве убивающей, а не ищет в словах смысла, то есть Бога. Входит же в Галгал тот, кто стремится к высшим откровениям, обольщая себя высшим знанием, и идет или поднимается к колодезю, из которого самарянка желала почерпнуть воды, не могшей утолить жажду, не зная того, из чрева Которого текут источники живой воды в жизнь вечную (Ин. гл. 4).

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.

Лопухин А.П.

Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы

В ст. 4-13 пророк доказывает справедливость божественного наказания Израилю. Наименование дом Израилев в ст. 4-м употреблено пророком не о всем избранном народе, как в III:1, а только о десятиколенном царстве, к жителям которого и обращено приглашение взыскать Господа.