Толкования на Ам. 5:18

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 18-20 Увы люте желающым дне Господня: вскую вам сей день Господень? сей бо есть тма, а не свет. Якоже аще убежит человек от лица льва, и нападет нань медведица: и вскочит в дом, и опрется руками своими о стену, и усекнет его змия. Несть ли день Господень тма, а не свет? и мгла не имущи света своего

Между тем как святые пророки предрекали им будущее и что они подпадут горьким и неисцельным бедам, они, неудержимо устремившись к делам заблуждения, то насмешливо и беззаботно говорили, что пророки забегают вперед, ко временам весьма отдаленным, то, совершенно потеряв надежду, дерзали говорить по словам Иеремии: «где есть слово Господне? Да приидет» (Иер.17:15). Они думали, что или пророки говорят ложь и наполняют их пустыми страхами, или же, если и придет на них какая либо война, то они одолеют неприятелей, противопоставляя им крепкую и непоборимую силу и храбрость. Истинно, что «егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит» (Прит.18:3). Но люди, находящиеся в таком же положении, как безнадежные раны, как бы вопиют о том, что им нужен огонь и отсечение и что они сильно желают этого: они некоторым образом жаждут наказания, хотя и не выражают этого прямо. Итак, увы люте, говорит, ничего другого не желающим и не ожидающим кроме как дня наказания, который называет Господним, потому что насылается от Бога. Но вскую, говорит, вам сей день, который есть тма, а не свет, потому что он преисполнен величайшими злоключениями? Ведь никому не придется избежать и никто не уйдет от беды, но избежавший одного будет застигнут другим, а кто избавился от первого, тот встретит второе. Это и значит – убежать из пасти льва и попасть на медведя. Если же, говорит, кто вздумает в видах безопасности убежать в дом, то и там подвергнется смерти от нечаянного укушения змеи. Конечно, если Бог обрекает на погибель и муки, то кто спасет, кто пособит и освободит от кары? Или какой найдется способ, последовав которому можно избегнуть зол? – Без сомнения никакого, ибо «руку Его високую кто отвратит» (Ис.14:27), и «аще затворит от человеков, кто отверзет» – по написанному (Иов.12:14)?

Толкование на пророка Амоса.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 18, 20-21 И еще, чтобы не повторялось то же, что говорили в насмешку Пророкам: да приближится и да приидет совет Святаго (Ис. 5:19): где гнев, которым угрожали? Амос присовокупляет: увы люте желающим дне Господня - говорящим: напрасны угрозы Пророков, слово не исполняется на деле! И день Господень тма, а не свет, потому что в день сей бедствия, каких вы не ожидали, встретят вас за веселье ваших праздников, яже отвергох, и не обоняю жертв, то есть вина возлияний ваших.

Прп. Максим Исповедник

Ст. 18-19 Горе желающим дня Господня! …И он есть тьма, а не свет, то же, как если бы человек убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, и если бы пришел домой и оперся руками о стену, и ужалила бы его змея

День Господень есть просвещение и знание Господа. Всякий, кто желает воспринять знание Бога без деятельной добродетели, тот, разумеется, достоин жалости. Ведь страсти, гнев и вожделение, достают его — пытаясь избежать пасти льва, то есть гнева, он попадает к медведю, то есть вожделению. Затем же, теснимый этими страстями, он приходит домой, опирается руками о стену, и змея жалит его. Дом есть душа, а стена — тело, и всякий раз как он находит опору деятельных сил души в телесном удовольствии, то выходит наслаждение — ведь это и есть змея — и жалит его. Наслаждение жалит несчастную душу, вползая в каждое чувство тела, будто в щель. Так вот, для того, кто столь немощен очами души, солнце знания есть тьма и ослепление.

Вопросы и затруднения.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 18-20 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния

Чтобы не казалось, что пророк, который был из Фекуи, в колене Иудином, совсем оставляет без внимания жителей своего колена и обращается с речью только к десяти коленам, он теперь направляет свою пророческую речь к обоим царствам, то есть к Иудейскому и Израильскому, как это можно видеть и из многого другого, а в особенности из того, что далее следует: горе богатым на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую (гл. 6, ст. 1). Итак, горе Иуде, и Израилю, которые говорят: пусть настанет день, пусть настанет плен, лишь бы только последовало то, что обещано пророком, и время восстановления, потому что нет столько зла в бедствиях плена, сколько добра в том, что Господь обещает, [как имеющее быть] в след за пленом. Пророк отвечает им, что они напрасно то, что последует после долгого времени, по пришествии Сына Божия, ожидают после семидесяти лет пленения Вавилонского, за которыми последует разорение, обеднение и бесчисленные бедствия. Ибо когда вы будете убегать от Навуходоносора, льва, вам попадет навстречу Ассуир, во времени царствования которого относится история Есфири, или, по разрушении государства ассириян и халдеев, восстанут мидяне и персы. И когда, в царствование Кира, вы возвратитесь и, по повелению Дария, начнете строить дом Господень и всю надежду будете иметь в храме, так что найдете успокоение в нем и склоните утомленные руки на стены; тогда придет Александр, царь македонский, или Антиох, именуемый Епифаном (᾿Επιφανὴς), который остановится в храме и ужалит вас подобно змею, и не вне, в Вавилоне или Сузах, а в пределах святой (или вашей) земли. Это показывает, что день, которого вы желаете, есть [день] не света и радости, а тьмы и печали. Это мы вкратце сказали применительно к истории, чтобы не обойти вполне молчанием мнения иудеев. Но никто не сомневается в том, что все наши под днем тьмы разумеют день суда, о котором и Софония пишет: близ день Господень великий, близ и скор зело: глас дне Господня горек и жесток (Соф. 1:14), и Исаия: се день Господень грядет неисцелный ярости и гнева, положити вселенную пусту и грешники погубити от нея (Ис. 13:9). Вместе с тем разрушается также надежда гордых, которые, желая казаться праведными пред людьми, обыкновенно ожидают дня суда и говорят: о если бы пришел Господь, о если бы нам можно было разрешиться и быть со Христом! (Флп. гл. 1), подражая фарисею, который говорил в Евангелии: Боже, хвалу Тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее или якоже сей мытарь. Пощуся двакраты субботу, десятину даю всего, елико притяжу (Лк. 18:11–12). Ибо чрез то самое, что они желают, а не боятся дня Господня, они признаются достойными наказания, потому что нет ни одного человека без греха, и звезды нечисты пред Ним (Иов. гл. 25). И Он все заключил под грехом, чтобы всех помиловать (Гал. гл. 3). Итак, так как никто не может судить о суде Божием, и за каждое праздное слово мы должны будем дать ответ (Мф. 12:36), и Иов ежедневно приносил жертвы за своих сыновей, [говоря], что они, может быть, имели в мыслях что либо худое против Бога (Иов. 1:5); то как безрассудны те, которым говорится вместе с коринфянами: без нас воцаристеся, и о дабы воцарилися есте, да и мы быхом с вами царствовали! (1 Кор. 4:8). Конечно, если бы они не испытывали угрызений своей совести, то должны были бы подражать Павлу, который говорит: кто соблазняется, и аз не разжизаюся? (2 Кор. 11:29), и беспокоиться о всех и, как любящие самих себя и желающие царствовать, не желали бы страданий другим, подобно тому, кто желает порабощения своего отечества и разрушения города для того, чтобы ему одному пользоваться дружбою победителей. Мы обыкновенно при бедствиях и злоключениях говорим: „о если бы я мог оставить тело и освободиться от бедствий века сего!“, не зная того, что пока мы живем в этой плоти, мы имеем возможность покаяться, а если оставим ее, то услышим слова пророка: во аде же кто исповестся Тебе (Пс. 6:6)? Это та мирская печаль, приводящая к смерти, погибнуть от которой апостол не желает блудодействовавшему с женою отца (1 Кор. гл. 5); от нея погиб и несчастный Иуда, который, будучи поглощен чрезмерною печалью, соединил с предательством человекоубийство, и человекоубийство, худшее из всех человекоубийств, так что, где он думал найти исцеление, считая смерть чрез повешение окончанием зол, там нашел льва, и медведя, и змею. Эти слова, как мне кажется, означают или различные наказания, или самого диавола, который справедливо называется и львом, и медведем и змеею. И когда мы будем думать, что мы внимаем словам Исаии: идите, людие мои, внидите в храмину вашу, затворите двери, укрыйтеся мало, дондеже мимоидет гнев Господень (Ис. 26:20), и что как бы находимся в доме своем, как бы покоимся в преисподней; тогда ужалит нас змея, которая в настоящем месте называется «nahas», а в книге Иова левиафаном. Подробные сведения о природе ее и о [внушаемом ею] великом ужасе мы получаем из самой книги. Мрак и тьма, противоположные свету и сиянию, означают различные роды наказаний.

Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.

Лопухин А.П.

Ст. 18-20 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния

День Господень

Как видно из ст. 18-го, современники Амоса не только не боялись дня суда Божия, но, наоборот, с нетерпением его ожидали, надеясь, что для них, как для принадлежащих к народу избранному, день суда будет днем особенного благополучия. Пророк paзрушает эти ложные надежды. По его изображению, день суда будет днем смертельных опасностей, так что если бы кто спасся от одной опасности, то попал бы в другую, а избавившись, от этой подвергся бы новой.