Толкования на Авм. 1:3

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 3-4 Вскую мне показал еси труды и болезни, смотрити страсть и нечестие. Противу мне бысть суд, и судия вземлет. Сего ради разорися закон, и не про­изводит­ся в совершение судъ: яко нечестивый преобидитъ праведнаго, сего ради изыдетъ суд развращен

Отсюда ты можешь видеть, что святые ненавидят зло, ибо страдания других называют своими собственными. Посему и премудрый Павел говорит: «кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз не разжизаюся?» (2 Кор. 11:29); и нам самим повелел «плакать с плачущими» (Рим. 12:15), показывая тем, что сострадание и взаимная любовь всего более приличны святым. Говорит, что Бог «показал» ему «труды и болезни» (очевидно, что нечестие преступников закона, привыкших поступать неправедно) не тем, что причинил ему самому страдания, а тем, что долготерпел совершившим зло; или тем, что не избавил его от жизни, хотя и мог, чтобы не быть ему зрителем поистине ужасных деяний. Святые среди столь тяжких душевных скорбей обыкновенно желают избавиться от жизни, как например и блаженный Иона говорит: и ныне, Господи, возьми душу мою от меня, потому что «уне ми умрети, нежели жити» (Ион. 4:3). И премудрый Павел пишет, что лучше «разрешитися и со Христом быти» (Фил. 1:23). И подлинно, для желающих жить свято освобождение от совершающихся в мире дел и избавление от ужасных забот здешних есть именно отложение скорбей.

Что в его собственной жизни нет ничего располагающего к скорби, но что он приходит в уныние, как святой и любящий правду при виде людей, пренебрегающих божественной заповедью, и притом людей не простых каких-либо, но прославленных высшими почестями, предстоятелей народа и облеченных достоинствами судей, – это ясно показывает, говоря, что прекратились праведные приговоры (суда), хотя закон ясно повелевает: не приемли лица в суде, «яко суд Божий есть» (Втор. 1:17). Итак, производство суда есть дело великое, и неподкупный, не допускающий извращения приговора над праведником, судья становится мудрым подражателем божественной высоты и славы; а судья, приемлющий подарки, есть оскорбитель Бога и противник самых Божественных достоинств, потому что он обезображивает красоту истины и заботится об извращении правды, глаголя «лукавое доброе, и доброе лукавое», и тьму нечестиво считая светом и свет тьмою (Ис. 5:20). Итак, пророк показывает, как с нарушением одной этой превосходнейшей и преславнейшей заповеди тотчас подвергся попранию весь закон; ибо нарушивший высочайшую из обязанностей как может удержаться от нарушения меньшей? Пророк самого себя выставил свидетелем и зрителем притеснения. Поскольку же, говорит, пренебрегается правый суд, то и закон теряет силу, и не совершается правда судов в угождение Тебе Владыке, и «нечестивый приобидит праведнаго». В том же самом преступлении Бог упрекает сонмище иудейское и устами других пророков, ибо говорит, что «старейшины его на дарех суждаху» (Мих. 3:11) и ему опять говорит устами Исаии: «сребро ваше неискушено, корчемницы твои мешают вино с водою. Князи твои непокаряются, общницы татем, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии и суду вдовиц не внимающии» (Ис. 1:22-23). Кажется, пророк Аввакум и теперь хочет сделать то, на что указывается в книге Притчей: «яже видеста очи Твои, глаголи» (Притч. 25:8). Он разъясняет и показывает, наконец, основание, свойственной Богу неизглаголанной кротости, долготерпящей настолько, сколько Ему прилично, ибо Бог благ; впрочем, с точки зрения человеческого ума – долготерпение Его простирается даже далее всякой меры.

И над Христом совершен был «суд развращен, и разорися закон». Кого следовало почитать как Бога, и потому как чудотворца, на Того начальники иудейские непрестанно клеветали и все силы напрягали к злословию Его. Не было ничего неприличного, чего бы они не дерзнули сказать против Него. То они думали, что Он изгоняет бесов Вельзевулом, то называли Его винопийцей и бесноватым. Потом: Его следовало называть Спасителем и Искупителем всяческих, а они, жалкие, нечестиво умертвили Его, произнеся над ним неправедный приговор, хотя закон ясно повелевает: «неповинна и праведна да не убиеши» (Ис. 23:7). Обвинял также их Христос за то, что они не хотели помышлять о правде и святости, но молчали и как бы закрывали умственные очи от того, о чем говорит Моисей. Однажды, отменяя закон о субботе, когда они нападали на Него, и весьма сурово, за то, что Он совершал нечто приличное Богу в субботу, Он так сказал: «едино дело сотворих, и вси дивитеся. Сего ради Моисей даде вам обрезание, не яко от Моисеа есть, но от отец: и в субботу обрезаете человека. Аще обрезание человек приемлет в субботу, да не разорится закон Моисеов: на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу? Не судите на лица, но праведный суд судите» (Ин.7:21-24).

Толкование на пророка Аввакума.

Блж. Иероним Стридонский

Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор

См. Толкование на Авм. 1:2

Лопухин А.П.

Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор

См. Толкование на Авм. 1:2